Альбом «Zoolook», который вышел в ноябре 1984 года, отлично знаком даже тем, кто никогда специально его не слушал. Но хотя бы иногда смотрел телевизор в 1990-е.
К 1984 году карьера французского композитора-электронщика Жана-Мишеля Жарра успела пройти несколько необычных поворотов. После нескольких фальстартов она рванула вперёд с альбомом «Oxygène».
Следующая пластинка «Équinoxe» (1978) звучала отлично, но преподнесла мало сюрпризов. Альбому «Magnetic Fields» потребовалось три года, чтобы выйти в свет, но и он имеет много общего со своими предшественниками.
Затем всё пошло не так. Жарр стал первым западным музыкантом, который выступил в Китае, выдав по итогам концертный альбом. В следующем году он пошёл на радикальный шаг: выпустил на виниле всего одну копию альбома «Music for Supermarkets» и немедленно уничтожил мастер-ленты.
А затем в 1984 году миру явился «Zoolook» — новаторская, мастерская работа, на которой Жан-Мишель Жарр исследует новые для себя территории, пустившись в эксперименты с голосовыми сэмплами.
В записи «Zoolook» участвовала впечатляющая команда, в которой состояли среди прочих гитарист King Crimson Эдриан Белью и мастер джазового баса Маркус Миллер. В альбоме широко использованы элементы «конкретной музыки» — авангардной техники, которая опирается на естественные звуки окружающей среды.
Ещё один интересный аспект «Zoolook» заключается в использовании более трёх десятков языков, включая арабский, японский, польский, тибетский, эскимосский и другие.
Жарр воспользовался коллекцией записей голосов со всего мира, сделанной этнологом Ксавье Белланже. Словно представители разных культур встретились среди бороздок винила, чтобы попытаться понять друг друга.
===
Jean Michel Jarre - Ethnicolor
Пожалуй, более эффектное начало трудно подобрать. Альбом открывается тревожными звуками двенадцатиминутного эпоса «Ethnicolor», в котором основной акцент сделан на исступлённом рёве животного, испытывающего боль.
За эту композицию крепко ухватились музыкальные редакторы российского телевидения 1990-х. «Ethnicolor» звучала фоном всякий раз, когда на экране шли сюжеты о проблемах экологии, техногенных катастрофах или других бедствиях, связанных с разрушительной деятельностью человека.
Одним она кажется скорбной, тоскливой и депрессивной, другим — загадочной и философской. Но не проникнуться эмоциональной аурой «Ethnicolor» практически невозможно.
Шедевр состоит из нескольких частей. Незаметно музыкальный массив схлопывается в произведение, напоминающее работы Вангелиса для фильма «Бегущий по лезвию». Затем происходит внезапная смена темпа, и Жарр переходит к более оптимистичному ритму и настроению.
«Diva»
В коллекции странных треков этот можно считать одним из самых странных. По структуре «Diva» напоминает «Ethnicolor»: начинается медленно и таинственно, затем переходит к условно весёлой части.
Но он гораздо более сюрреалистичен с точки зрения вокала. Резкие звуки, напоминающие дыхание, сопровождаются бормотанием авангардной певицы и композитора Лори Андерсон, коллеги Жарра по электронной сцене.
Дополнительную интригу в звуковой ландшафт привносят детские голоса и короткий фрагмент, в котором русскоязычные слушатели распознали сэмпл из речи Винни-Пуха в озвучке Евгения Леонова. Разумеется, ничего такого там нет. Но «развидеть» уже не получится!
«Zoolook»
Дальше альбом движется в русло более привычной поп-музыки.
Следующие пять треков по продолжительности сопоставимы с «Ethnicolor» и «Diva» вместе взятыми. Заглавная композиция, выпущенная синглом, продолжает оптимистичное настроение на основе заводного басового грува и великолепной конструкции из вокальных сэмплов. Типичное звучание фьюжна 1980-х, которое отлично вписалось бы, скажем, в заставку спортивной телепрограммы.
«Woolloomooloo»
После взятого разгона альбом возвращается к медленному, завораживающему звучанию и драматическому тону, отчасти напоминающему культовый альбом «Oxygène».
«Zoolookologie»
Темп быстро восстанавливается в «Zoolookologie» — втором сингле с альбома, выдержанном в русле синти-фанка и новой волны.
Запоминающаяся композиция отличается мейнстримовым звучанием, аккуратно сконструированным из серии вокальных сэмплов.
«Blah Blah Café»
В треке «Blah Blah Café» Жан-Мишель Жарр по-прежнему использует множество случайных шумов поверх синтезаторного мерцания и гипнотических аккордов, но на этот раз с налётом индастриала и извилистой, колеблющейся мелодией.
«Ethnicolor 2»
Продолжая тему первого трека, завершающий «Ethnicolor 2» возвращает тревожную атмосферу посредством вокала и звуков работающего механизма на заднем плане.
После путешествия по воодушевляющим мелодиям средней части «Zoolook» эта композиция звучит мрачным эпилогом, создавая кольцевую композицию.
В финале мы остаёмся с толпами людей, которые ходят по своим делам и непринуждённо разговаривают, как будто ничего не произошло.
Человечество прожило ещё один день, так и не найдя общего языка...
__________________ О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас. А те, кто лучше нас, им просто не до нас. --Омар Хайям
Обновления по запросу — на Я.Ди. «Мэйл-облако» для тех, кто помогает нашему интернет-проекту, и для тех, кто хотел бы это делать, но пока не знает, как.
Помогая форуму ВТО, вы прежде всего помогаете себе! А не делаете что-то абстрактное для «других», совершенно незнакомых и безразличных вам людей.