Когда Яак Йоала поступал в музыкальное училище, один из экзаменаторов спросил юношу "Яак, вы уверены, что хотите стать музыкантом, а не гонщиком?" - Увлечение молодого Йоалы картингом было хорошо известно в Таллине. И все-таки для Яака не было вопроса кем быть. Он рос в музыкальной семье (мать - музыковед, лектор Государственной филармонии ЭССР) и не однажды в детстве прослушивая любимые оперы "Аиду", "Риголетто" мысленно выходил на сцену и пел вместе с настоящими артистами.
Он учился игре на фортепиано "с семи лет до тех пор, пока мама еще имела большую власть". Благодаря приверженности родителей музыке он был постоянным "слушателем" симфонических и камерных концертов, а также оперы еще тогда, когда засыпал на руках у матери: В Таллиннской средней музыкальной школе, затем в музыкальном училище он обучался игре на флейте, а в шестнадцать лет пел и играл на бас-гитаре в одной из первых эстонских бит-групп "Кристаллы" (Kristallid). К этому периоду 1966г. относится и первая радиозапись певца. В 1968 следует участие в ансамбле "Северное сияние" (Virmalised) и быстро растущая популярность в регулярной ТВ программе "Гороскоп".
Вначале его приняли всерьез лишь его сверстники. Но вскоре выяснилось, что юноша - не чета обычным солистам бит-ансамблей. Год от года расширялся его репертуар в сторону содержательности и вокальной требовательности, и Яак Йоала обрел друзей среди слушателей всех поколений. Когда Яака призвали в армию, службу он проходил в Таллинне, и часто появлялся на концертах и в студии звукозаписи. К тому времени он был уже настолько популярен, что для молодёжной передачи эстонское телевидение снимало кадры о службе молодого бойца.
1970 год принес Яаку Йоала первые лавры победы на республиканском конкурсе комсомольской песни, а 1971 г. - на конкурсе молодых эстрадных певцов. Начиная с этого времени, он становится одним из самых предпочитаемых композиторами певцов на всех эстонских песенных конкурсах. В 1972 году он поет на фестивале в Ростоке и Хельсинки, следуют премии за участие в конкурсах "Типпмелоодия" (1972), "Таллин-Тарту" (1972, 1973, 1974), диплом всесоюзного конкурса эстрадных артистов (1974). Но самым успешным стал 1975 год: первое место на фестивале "Вильнюсские башни" и специальный приз жюри на фестивале песни в Сопоте, поставивший Яака Йоала в первые ряды лауреатов этого представительного конкурса.
Яркие, мелодичные песни на русском и эстонском языках, каверверсии прекрасных зарубежных песен. Сложилось мнение, что Яаку Йоала больше подходят песни с широким диапазоном, красивым мелодическим развитием, высокой кульминацией, где можно лучше показать свой голос. Хороших песен в таком плане было действительно много, и мастерское исполнение Яаком Йоала способствовало их успеху, как на песенных конкурсах, так и у слушателей. Однако постепенно такая манера исполнения стала доминировать. От штампа Яаку Йоала помог освободиться ансамбль "Радар", открывший перед певцом новые творческие возможности с учетом современного и технического уровня развития. Специально для Яака Йоала пишут песни лучшие советские композиторы Д.Тухманов, А. Зацепин, Р.Паулс, А.Ойт.
Разносторонний музыкант, Йоала, как утверждают, в случае необходимости мог один заменить небольшой оркестр. И в самом деле - на эстонском радио есть записи, где он играет на фортепьяно, гитаре, флейте ударных инструментах и... конечно поет сольную и ансамблевую партии.
Осуществилась и детская мечта о театре. Яак Йоала принимает участие в постановках Государственного театра "Эстония" - в мюзиклах "Вестсайдская история" Л.Бернстайна и "Дачниках" Ю.Винтера. В 1984 снимается в художественном музыкальном фильме "Двойники".
В начале 80х Яак Йоала стал наиболее ярким эстонским певцом на советской эстраде. Муслим Магомаев писал в газете "Советская культура" (№35 1981 г.):
Артистическая внешность, броская, именно эстрадная манера пения, без налета вульгарности, подчас выдаваемой за "эстрадную специфику", без штампов, копирования кого-то и чего-то. А главное - голос яркий, звонкий, наполненный, которым он свободно владеет; крепкое певческое дыхание, коим обладает далеко не каждый вокалист - все это привлекает в нем. Яак Йоала поет красиво, взволнованно, что называется, на нерве.
С 1988 года Йоала покинул советскую сцену, а с распадом СССР окончательно исчез из поля зрения российской аудитории. Но новые власти Эстонии припомнили Йоале его всесоюзную популярность. Его обвинили в предательстве, и долгое время певца не пускали ни на одну концертную площадку.
Последнее появление певца Яака Йоала в эстонской музыке было в 90-х годах, когда он вместе со своими коллегами по эстраде Тынисом Мяги и Иво Линна сделали проект "Las jддda kхik, mis hea" ("Пусть остаётся всё, что хорошо"). "Три тенора" возрождали знаменитые хиты с новым звучанием. В своих интервью сегодня Йоала говорит, что ему надоела работа на эстраде и все, что было вокруг нее. Надоело много ездить, эстрада, считает сегодня Йоала, - дело молодых. Для работы и для удовольствия дома он создал домашнюю музыкальнюю студию.
Как педагог Таллиннского музучилища им. Георга Отца он обучил несколько молодых певиц. Его первый и отмеченный всеми эстонцами успех - певица Яаника Силламаа, дебютировавшая на конкурсе "Евровидение".
Сейчас Яак Йоала принимает участие в работе общественной организации, которая защищает исполнительские права эстонских музыкантов. Помогает начинающим эстонским исполнителям. В одной из программ российского телевидения Яак предстал уже человеком саркастическим: дескать, не хочу петь, потому что не желаю исполнять такую ерунду, какую сегодня поют.
В Эстонии, и сейчас помнят о его успехах в России, а выражение "Кремлевский соловей" частенько использовалось в здешней прессе. Но это - в прошлом. Сейчас Яак Йоала уже не хочет даже вспоминать слова песен, которые спел со сцены тысячи раз.
CD1 01. Armastus On See (03:47)
02. Suveoo (03:23)
03. Saatanlik Naine (03:42)
04. Tydruk (03:00)
05. Butterfly (03:21)
06. Lady Madonna (Estonian Version) (02:07)
07. Naerata (03:24)
08. Enne Ood Syida Linna (03:04)
09. Vota Mind Kaasa (02:43)
10. Na-Na Naa-Naa (03:22)
11. Alles Eile (03:04)
12. Chicagos (03:34)
13. Ei Voi, Ei Saa (02:33)
14. Na Na Ei Hei Head Teed (02:57)
Содержание:
CD2 01. Подберу музыку (04:15)
02. Старая лестница (04:09)
03. Я тебя рисую (02:10)
04. Как жаль (05:39)
05. Ob-la-di Ob-la-da (02:47)
06. Солнечные часы (03:20)
07. Besame Mucho (04:02)
08. Давай поиграем в любовь (03:49)
09. Не забывай (04:11)
10. Сама любовь (04:30)
11. Я тебя Рисую (Instrumental) (02:27)
CD1 Multiupload
CD2 Multiupload
Ссылки обновлены, 8 трэк в норме.
Последний раз редактировалось ВАЛДАС; 10.12.2010 в 13:12.