Первая опытная стройка (строительство Беломоро-Балтийского канала, начавшееся в 1931 году) показала, что в условиях полного отсутствия жилья, дорог, механизмов, автотранспорта и продовольствия возможно вести строительство, если использовать труд заключенных. В результате в лагерях ОГПУ начался ускоренный рост численности заключенных: По стране на 1 января 1934 года в исправительно-трудовых лагерях и колониях содержалось 510,3 тысячи заключенных, на 1936 год — 1 296,4 тысячи, на 1938 год — 1 881,5 тысячи.
Выросло и число лагерей. В 1932 году были сформированы Севвостлаг, поставляющий (до 1950-х годов) рабочую силу для треста «Дальстрой», БАМлаг (Байкало-Амурский лагерь), с центром в г. Свободном. Он «обслуживал» (до 1937 года) район строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. В январе 1933 года БАМлаг содержал несколько тысяч заключенных, а во второй половине 1935 года — более 190 тысяч.
Труд заключенных Дальлага в 1935–1936 годах использовался на строительстве железной дороги Волочаевка — Комсомольск. Кроме этого, узники из Дальлага трудились на лесозаготовках, ловле и переработке рыбы, в сельском хозяйстве, а также добывали золото на о. Аскольд у Находки и каменный уголь на рудниках «Артем» у Владивостока и «Райчиха» у Благовещенска. Они вели дноуглубительные работы на Амуре, строили железнодорожные линии и ветки, вели погрузочные работы на Уссурийской магистрали, строили седанский водопровод для снабжения Владивостока, кирпичный завод в Хабаровске, цементные заводы, спецточки Наркомсвязи, работали на производстве товаров ширпотреба, в мастерских Влади-востока и Хабаровска. Численность заключенных Дальлага в начале 1936 года составляла 71 763, в 1937 году — 112 490, в 1938 году — 100 875, в 1939 году — 64 249 человек.
Комсомольцы-строители и комсомольцы-шахтёры отдыхают.