Администратор
Турниров выиграно: 1
Регистрация: 12.12.2008
Адрес: Москва прошлого тысячелетия.
Сообщений: 242,148
Сказал(а) спасибо: 44,264
Поблагодарили 265,043 раз(а) в 99,196 сообщениях
|
Водка была универсальным средством при различных заболеваниях, как внутренних, так и наружных. А. Олеарий писал (17 век): “Вообще в России люди здоровые, доживающие до глубокой старости и редко болеющие; если же заболеет кто, то в простом народе самым лучшим лекарством, даже в горячке, считается водка и чеснок”.
Автор одной из рукописей по Нижегородской губернии отмечал, что при эпидемических болезнях растирают “больных и судорожных частей тела” вином, крепким спиртом, чистым дегтем, скипидаром и другими “спиртуозными” медикаментами, в Забайкалье при простудных болезнях и ревматизме натирались водкой.
В Костромской губернии, чтобы избавиться от лихорадки, натирались водкой с перцем или пили водку с яичным белком, опускаемым в вино. В Казанской и Оренбургской губерниях водку, высиженную из ржаных колосьев и кореньев, пили от каменной болезни.
Горчица употреблялась при простудных заболеваниях, от насморка и других болезней. Так, на Кубани и в Забайкалье с этой целью сухую горчицу насыпали в чулки или носки или же горчицей, слабо разведенной водой, обмазывали подошвы ног и спину. В Тверской области горчицу употребляли при заболевании спины. Пареное толченое горчичное семя держали во рту при зубной боли.
Крупа гречки считалась хорошим средством от изжоги – сырую крупу жевали по щепотке. При поясничной боли гречневую крупу парили в печи и полученной кашицей обкладывали спину. С этой же целью употребляли и просяную крупу. От рожи гречневую муку посыпали на горячую лучину так, чтобы перегоревшая мука падала на больное место. В Воронежской губернии больного желтухой натирали жидкой гречневой кашей, после чего полагалось лежать часа два в теплом месте. Украинцы гречу употребляли при болезни горла.
Гречу давали коровам при кровавой моче.
Крупный изюм разрезали на части и прикладывали возможно чаще на больное место при заболевании “волосом”.
Кружка крутопосоленного кваса считалась хорошим средством от поноса.
Конопляное масло, в соединении с молоком, употребляли как слабительное в Забайкалье. На Кубани давали старое конопляное масло утром и вечером по столовой ложке от глистов. Старым конопляным маслом, смешанным с небольшим количеством поташа и чеснока, смазывали парши на голове два раза в день. Конопляное масло впускали в глаза для лечения бельма.
В Костромской губернии ложку льняного масла пили от глистов.
Отвар овсяной крупы употреблялся при детском поносе как укрепляющее средство.
В Нижегородской губернии пивными дрожжами полоскали цинготные заболевания, от “коей начинали зубы гнить и потом ноги сводить судорога”.
Просяную бузу подмешивали к водке и давали пить от запоя.
От рожи смешивали просяную муку пополам с мелом, растирали в яичном белке и прикладывали к больному месту. От куриной слепоты к просяной каше подмешивали сушеные цветы курослепа и заставляли больного есть кашу, наклонившись над ее парами.
Пшеничный крахмал, жидко разведенный, употреблялся при сыпях у детей; при переломах костей им обмазывали холщовые бинты.
Считали, что сухая и нагретая мука смягчает и “разводит” опухоль, а также помогает при подагрических болезнях.
Ржаная мука и отруби в моченом виде употреблялись от рожи и чирьев.
Сахар употреблялся как кровоостанавливающее средство при порезах. В соединении с водкой сахар считался хорошим средством от кашля: мелко истолченный и просеянный через “частое сито”, он употреблялся при лечении бельма. В Костромской губернии, когда болели глаза при рахите или золотухе, их присыпали сахарной пудрой.
Xлe6 жеваный и посыпанный солью прикладывали при порезах и ногтоеде. Свежеиспеченный (горячий) считался согревающим средством при желудочных болях в Забайкалье. В Казанской и Оренбургской губерниях сушеный толченый хлеб вместе с уксусом, положенный на живот, служил как средство, успокаивающее рвоту и укрепляющее желудок. В Сибири пережженная корка ржаного хлеба употреблялась при поносе, считалось, что она скрепляет.
Ржаной хлеб использовался и при глазных болезнях, причем интересно, что один и тот же способ лечения отмечен на Кубани и в Костромской губернии. Когда вынимали из печи большой ржаной хлеб, верхнюю корку его прорезали в нескольких местах, затем надрезали внизу и опускали в какой-либо полированный сосуд, прикрывая сверху подушкой. На дне сосуда получался хлебный выпот, который и впускали в глаза, пораженные бельмом, по одной или две капли три раза вдень (Кубань). В Костромской губернии также промывали больные глаза хлебным выпотом, получаемым при выпечке хлеба в форме.
На Кубани при воспалении глаз или красноте их промывали холодным чаем. В Забайкалье также густым отваром черного чая промывали больные, гноящиеся глаза; слабым же отваром – всякие ранки, особенно у детей.
На Кубани акацию применяли для лечения рака. Сырое полено акации клали в печь и когда из трещины начинала выделяться пена, ее собирали и смачивали ею язву.
Сок березы – “березовицу” в Пермской губернии пили от чахотки; как наружное средство, употребляли при язвах голени кариозного происхождения, называемых “нырками”. Для приготовления мази брали две бутылки березовицы и “шкалик” винного спирта и выпаривали на легком огне до тех пор, пока жидкость не превращалась в сироп. Полученный экстракт намазывали на тряпку и прикладывали к язвам. В Забайкалье свежесобранный сок березы помимо лакомства давали детям в молоке во время прорезывания зубов.
Березовые почки в виде настойки применялись при водянке; настойка на водке считалась в Пермской губернии полезным средством при плохом аппетите, при склонности к поносу, при ревматизме. На Кубани крепкий настой на водке березовых почек пили от холеры, сильного поноса, боли живота, рвоты; принимали по рюмке один или два раза. Этот настой рекомендовали как “испытанное средство”.
От водянки лечились распаренными молодыми березовыми ветками вместе с почками, которыми обкладывали больного, посаженного над раскаленными кирпичами. Затем его укладывали в постель и давали пить настой из листьев и почек березы. Водочный настой на внутренней березовой коре тоже применялся при лечении поносов, что отмечено, например, в Забайкалье.
В Енисейской губернии с лечебной целью применяли еще так называемые “вихревые гнезда” от белой березы. Это сросшиеся пучки ветвей деревьев, якобы похожие на птичьи гнезда. Такие наросты мелко секли, парили в чугунах и прикладывали к больным местам при параличах. Водочная настойка березовых почек в Витебской губернии применялась для укрепления желудка, от чахотки, удушья, при сердечных болезнях. У украинцев весенние березовые почки, настоянные на водке или спирту, употреблялись от спазмов в желудке. Лечились ею также от водянки, ревматизма; в последнем случае пригодными считались и листья березы.
Для наружного употребления настойка почек считалась хорошим средством при порезах, порубах и т.д. Например, в Полтавской губернии, на березовых почках делалась настойка на водке, которая употреблялась для заживления свежих ран, нанесенных острым орудием. При этом автор сообщения писал, что настой из высушенных листьев давал хорошее полоскание при расслаблении и порче десен, а отвар для обмывания застарелых нечистых язв, лишайных, золотушных и цинготных сыпей; ванны с пользою употреблялись для детей, страдающих рахитом. В Забайкалье смолою, получаемой от зажженной бересты, лечили лишаи, густо обмазывая ею пораженное место.
Сок граната пили от глистов на Кубани.
Грецкий орех – настой внутренней тонкой оболочки ядра на воде или крепкий отвар в Забайкалье употреблялся при лечении детских поносов.
В Нижегородской губернии от грыжи пили настой дубовой коры. В Костромской губернии его также применяли от грыжи. На Кубани дубовой корой лечили зубную боль. Для этого ее клали в горшок и, залив водой, накрывали другим горшком; края горшков обмазывали тестом и ставили в хорошо истопленную печь на несколько часов. Затем процеживали, добавляли чайную ложку квасцов и этой смесью полоскали зубы несколько раз в день.
В Архангельской губернии еловой “серой” лечили раны и нарывы, в Сибири она служила для приготовления тягучего пластыря.
Ивовые растения больше всего употребляли от лихорадочных заболеваний. Так, в Вологодской губернии ивовую кору из пятитычинковой ивы заваривали и пили по чайной чашке в день от перемежающейся лихорадки. В Костромской губернии с этой целью ели “шишечки” (почки) вербы, или же скребли корку краснотала и заваривали его в кипятке. Кора вербы, растертая в порошок, заменяла хину на Кубани. Кроме того, иву употребляли и от других болезней, например, в Пермской губернии водяной настой ветвей с листьями и цветами боровой или дикой ивы давали от сердечных и головных болей; детям, которые не могли долго ходить; от боли спины и поясницы, когда отнимались руки и ноги. Употребляли иву также от чахотки, для этого ее парили в горшке, замазанном тестом, и пили вместо кваса. У украинцев из коры белой ивы приготовляли ванны для худосочных и страдающих ломотою, а также при женских болезнях.
Калина признавалась хорошим лечебным средством при золотухе, что отмечено многими исследователями. Например, в Костромской губернии, в Рязанской губернии, где с этой целью брали калиновые побеги; в Саратовской губернии пили водяной настой калиновых почек натощак и вместо чая или же отвар калиновых почек, смешанных с липовым цветом, пили в горячем виде как чай; в Казанской губернии ветки с листьями И цветами употреблялись также в виде чая.
У украинцев употребляли для этого отвар из молодых побегов и выжатый сок из цветов. Отвар давали больным по три рюмки в день, а сок из цветов каплями. Сок приготовляли следующим образом: насыпали свежие цветы в бутылку, крторую обмазывали тестом и затем запекали в печи; вынув, сливали сок и хранили в холодном месте. Давали золотушным детям по столько капель, сколько лет ребенку. Свежие или высушенные молодые побеги калины отваривали также в воде и в ней купали золотушных детей. У белорусов также купали золотушных детей в отваре молодых ветвей калины.
Кроме золотухи, калина применялась для лечения и других болезней. В Смоленской губернии употребляли вареные ягоды при грудных болезнях, женщины пили отвар из молодых побегов, когда отнимали детей от груди, для скорейшего уничтожения молока и для предотвращения “молочной лихорадки”. У украинцев настой из зрелых калиновых ягод, подслащенный медом, давали от кашля, хрипоты, удушья. У белорусов калина служила лекарственным средством для слабогрудых и чахоточных как в сыром виде, так и в виде отвара.
Рецепт изготовления отвара из калины следующий: полузонтики с ягодами калины обмакивали в кипящий, разбавленный несколько водою, мед (в который всыпали иногда тертый белый имбирь), просушивали и хранили, развесив на веревочках, на чердаке. Ягоды, приготовленные таким способом, обдавали кипятком, давали настояться и пили от кашля, хрипоты, удушья. В Сибири отвар коры калины принимали от простуды; сок ягод для уничтожения прыщей на лице; ягоды в меду при простуде горла. Калиною лечили даже рак, в Нижегородской губернии – лишаи.
Кедровый орех – жеваные ядрышки орехов употреблялись в Енисейской губернии снаружи как нарывное средство, кедровыми орехами лечились и при отложении солей. Шелуха и жмых кедровых орехов вместе с отрубями использовались иногда для приготовления ванн. Считали, что они действовали как успокаивающее средство.
Крушина издавна была известна как хорошее слабительное средство. Кроме того, ветви растения с листьями и ягодами употреблялись от желтухи, от головной боли, если одновременно с этим у больного был сильный жар. В Смоленской губернии кору крушины толкли, квасили с коноплей и применяли при чесотке. В Костромской губернии заваривали ягоды крушины и давали пить от грыжи. Белорусы считали, что отвар коры крушины предупреждает “сухоты” и излечивает “пичани”, т.е. печень. Вместе с тем, употребление ягод крушины ведет к тому, что у детей прекращается рост зубов, а у взрослых они начинают крошиться. Автор, сообщивший эти сведения, пишет, что отвар крушинной коры “успешно” излечивает водянку и помогает при ревматизме.
На Кубани лавр употребляли от ряда болезней. Например, водяной отвар лаврового листа в теплом виде давали от золотухи; отваром или настоем лавровых листьев или ягод лечились от сердцебиения, а отваром лаврового листа в деревянном масле смазывали больные места при ревматизме.
Настой липовых цветов был широко известен, как потогонное средство. Например, в Закарпатье заваривают липовый цвет и пьют с сахаром три раза в день от кашля и горячки. На Украине липовый настой давали также при легких нервных припадках.
Лиственничную смолу в Архангельской губернии и в Сибири употребляли для жевания. Считали, что она очищает и укрепляет зубы и десны. “Сера” лиственницы в Сибири, по сообщению Г. С. Виноградова, применялась для окуривания больных лихорадкой, для “выискивания” постороннего тела из глаза. Из нее, путем длительного кипячения с конопляным маслом, делали вытяжной пластырь, которым смазывали пятки детей, больных “чикотуном”. Лиственничная “бака” или губка в Пермской губернии прикладывалась в виде припарки к нарывам и чириям.
Миндальное масло и молоко употребляли на Кубани при несварении желудка и поносах.
Можжевельник обыкновенный, верес – в Вологодской губернии ягоды назывались междюха, слово можжевельник народу было неизвестно. Отвар ягод употреблялся от водянки, в некоторых местах его пили от поноса. Отвар приготовляли следующим образом: ягоды толкли, затем заваривали и пили. Губкою, которую находили на вересе, лечили от запоя. Для этого ее настаивали на двух-трех стаканах водки в течение трех суток.
В Казанской губернии крепкий отвар из ветвей или ягод считался хорошим средством от “пухоты”, т.е. водянки, которая “бывает после простуды”. Для изготовления отвара ягоды или ветви томили в закрытом горшке с водой, промазанном тестом. В Приаргунском крае можжевельник также употреблялся от водянки и при трудном мочеиспускании.
Отваром листьев ольхи русские мыли золотушные сыпи на голове и обкладывали голову разваренными листьями. Ольховые шишки, настоянные на водке, употреблялись против грыжи, у белорусов сопревшие листья ольхи употребляли при воспалительном состоянии кожи и при ожогах.
На Кубани толченые зерна крупных или мелких орехов разваривали в вине, пока не получалась густая смесь, процеживали и полученную жидкость принимали от несварения желудка или поноса по несколько раз в день по чайной или столовой ложке. В Закарпатье приготовляют отвар из ореховой коры и листьев и пьют от лихорадки.
Отвар коры осины употребляли против перемежающейся лихорадки, а в Витебской губернии полоскали рот при зубной боли. В Забайкалье молодую кору или мелкие сучья осины заваривали в воде и поили детей от грыжи. В Пермской губернии осиновую кору в водяном отваре употребляли от застарелого ревматизма.
Винную настойку хвои пихты пили от цинги и когда “человек пухнет”; пареную хвою употребляли от золотухи и при головной боли от простуды. Отвар хвои давали также при желудочных болезнях и как глистогонное. Высушенная и стертая в порошок хвоя употреблялась и как присыпка для детей; а иногда с лиственничной смолой как пластырь на раны и язвы. Пихтовая кора шла также от простуды и для приготовления ванн. Вениками из пихты парились в бане. Пихтовой смолой натирали веки глаз, когда “слеза долит и в голове стоит боль”. Пихтовая “сера” как средство лечения при глазных заболеваниях, по сообщению Г. С. Виноградова, была известна и обтякам.
Роза – отваром из сушеных лепестков розы промывали глаза при воспалительном состоянии век и глазного яблока.
Рябина – в Тверской губернии, как отметил В. Преображенский в своем описании этой губернии в середине прошлого века, отвар рябиновых почек и сучьев составлял “превосходное полоскание во рту, для укрепления десен и уничтожения дурного запаха”. В Рязанской губернии рябину употребляли от чахотки. В Забайкалье отвар из сушеных ягод принимали как слабительное, а настой на водке коры рябины вместе с цветами чертополоха и так называемой “куриной слепоты” (род незабудок) давали детям при слабости и золотухе. Кора и молодые ветки рябины считались у украинцев лечебным средством от зубной боли; этим отваром полоскали десны несколько раз в сутки. При этом автор указанного сообщения делает примечание, что употребляемый им отвар из свежих веток рябины оказал хорошее действие при расслаблении и кровотечении из десен. Настой из цветов рябины давался для лечения перемежающейся лихорадки.
Сирень – листья и почки сирени настаивали на водке и пили от лихорадки в Воронежской губернии.
Сок сосны “живицу” прикладывали к порезам, клали также на больные зубы, а распущенную в спирте, заменяя ее иногда почками, употребляли как втирание при ломоте. Сосновая смола употреблялась и в качестве “тягучего” пластыря. Водяной настой сосновых почек пили от чахотки, сосновым маслом натирали руки и ноги при параличе; червоточина из дерева служила присыпкой для детей.
Кора тополя в Сибири употреблялась при одышке, “лихоманке”, при желтухе. Водочной настойкой почек тополя лечили раны.
Черемуха – народные названия: глотуха (Ярославская губерния), засадиха (Курская губерния), колоколуша (Смоленская губерния), черемха (украинское), церемха (белорусское). Черемуха повсюду считалась хорошим средством от поноса. В Вологодской губернии для этого брали сырые или сушеные ягоды или же приготовляли отвар из свежесодранной коры; в Забайкалье применяли винную настойку из ягод. В Сибири для этой цели употребляли “черемуховую муку” и цветы черемухи. Кроме того, цветы черемухи, настоянные на воде, считались отличной глазной примочкой (Вологодская и Енисейская губернии). Припаркой из молодой черемухи в Сибири “разгоняли золотуху”, а кора употреблялась для полоскания от гнилости зубов. В Новгородской губернии черемуховое “масло” из цветов черемухи употреблялось при начальной стадии туберкулеза.
Настоем лепестков шиповника на холодной воде “примачивали” глаза, когда они гноились (Вологодская губерния). Отвар цветов считался в Забайкалье лучшим средством при болезнях глаз; особенно развитой там среди бурят “слезливости глаз”. В Приаргунском крае шиповник употребляли от золотухи. Лепестки шиповника, высушенные на солнце, заваривали в виде чая и пили от простуды; отвар корня применяли от поноса; отвар из плодов шиповника считался хорошим средством при запоре мочи в Вологодской губернии. Отвар ягод шиповника пили от водянки. В Костромской губернии шиповник применялся от ревматизма и лихорадки; в Волынской губернии корень шиповника пили также от малярии, а плоды его от камней в мочевом пузыре. В Саратовской губернии от холеры поили отваром корня.
В Воронежской губернии высушенные листья ясеня, настоянные на водке, пили от боли в боку, а кору ясеня, настоянную на водке от расслабления в членах. Иногда для лечения применяли одновременно несколько различных пород деревьев. Так, например, в Костромской губернии от лихорадки пили настой сучьев от двенадцати деревьев черемухи, рябины, яблони, березы и других.
На Кубани лимонным соком смазывали горло при красноте; лечились им от “кровяной мочи”. Считали, что тогда надо съесть несколько лимонов (до 10 штук), а еще лучше развести сок в полстакане воды с сахаром; после этого рекомендовали, чтобы зубы не портились, полоскать рот щелочью, хотя бы порошком мела. Лимонным соком лечили и раны при раке.
Деготь, скипидар, зола, сажа, уголь, получаемые из древесных растений, также применялись для лечения различных болезней.
Деготь. А. Макаренко пишет, что во время холеры в 1892 году в Сибири пили чистый деготь. О применении его при этой болезни указывал и П. С. Смирнов автор рукописи, относящейся к середине прошлого столетия. Он писал, что в Нижегородской губернии от холеры в 1848 году для деревенских жителей, лишенных медицинской помощи, первым средством был паровой деготь “через внутреннее принимание и внешнее больных мест натирание”. И далее он приводит описание действия этого средства, “через полчаса, или еще менее, после внутреннего дегтярного приема, пишет он, человек совершенно избавлялся от тоски, начинает согреваться и тогда же в лице его появляется слабой румянец. Эти знаки совершенно порождают надежду о выздоровлении”.
Деготь употребляли и от других болезней. В Сибири его пили от “надсады”, грыжи, при ожогах; на Кубани пили чистый сосновый деготь при дифтерите; В Саратовской губернии для лечения больших нарывов. В Забайкалье чистым дегтем натирались в жарко натопленной бане при ревматизме; как наружное средство, употребляли его и при лечении чесотки и лишаев. В очень небольших дозах давали и чахоточным больным, накапывая его на мясо или в молоко.
Скипидар служил для натирания, например, при ревматизме, для чего его смешивали со свиным салом; лечили им также грыжу.
Золу в нагретом виде прикладывали к горлу при кашле и горловых болезнях. Применяли ее и при колите, для этого березовую золу ошпаривали кипятком из расчета одну столовую ложку на стакан воды и полученный настой пили по три-четыре глотка перед едой; диета при этом не соблюдалась. Но главным образом золой лечили накожные болезни. Например, на Кубани от “волоса” в спине (когда ребенок перегибался и кричал якобы оттого, что в нем находилась “волосина”). В ванну клали древесную золу и купали в ней больного ребенка; считали, что тогда якобы волос выходил. В Забайкалье золою, преимущественно от богородской травы, смешанной с теплой водой, обмывались при накожных болезнях. В Сибири золою из каменки натирались также при чесотке.
С. Н. Богданович и А. И. Войцеховским были сделаны опыты лечения чесоточных больных древесной золой. Они применили древесную золу в виде щелока, притом брали золу из соснового дерева, как содержащую наибольшее количество серы и щелочи.
В Костромской губернии сажу из печной трубы, разведенную водой, употребляли от поноса.
Толченый березовый уголь давали при несварении желудка и при дурном запахе изо рта, при лечении “огника” и детям при накоплении кислот в желудке. Кроме различных растений местного происхождения, в народной медицине применялись покупные лекарства. Например, во многих пригородных селениях употребляли хину, которая получила в народе своеобразное название “тинной соли”.
От глистов ели цитварное семя. Весьма распространенным средством от сифилиса была так называемая “дорогая трава”. Употребление ее отмечено повсеместно. Кроме сифилиса, ею лечили также золотуху и ревматизм. Обыкновенно брали четверть ведра водки, которую настаивали на траве в продолжение двенадцати дней в теплом месте. Настой пили три раза в день от полрюмки до целой рюмки. По словам крестьян, этим настоем исцелялись самые безнадежные больные.
Деревянное масло с мукой употреблялось как мягчительные припарки; деревянным маслом смазывали также ушибы, что отмечено в Забайкалье. В Нижегородской губернии натирались деревянным маслом при спазмах.
Анисовая ванная настойка считалась в Забайкалье средством, успокаивающим боль в желудке. В Енисейской губернии настой аниса употребляли как мочегонное средство
Высушенное и измельченное арбузное семя в Забайкалье прибавляли в чай при болях в желудке. На Кубани советовали есть арбузы при запоре и задержке мочи.
В Калужской губернии горох, истертый в порошок, советовали Присыпать к обожженному месту, а также при изжоге, что отмечено, например, в Забайкалье и на Кубани. Если болели глаза, а также при накожных болезнях и ранах, употреблять горох в пищу избегали, так как он, по их мнению, увеличивал раны и в глазах усиливал воспаление.
Дыня считалась мочегонным средством (Кубань).
Сырая, квашеная капуста употреблялась при желудочных заболеваниях. Например, на Кубани, для налаживания пищеварения съедали натощак блюдечко кислой капусты; там же шинкованую или рубленую свежую капусту, посыпанную сахаром, применяли от малокровия и при недостатке аппетита; кислую же капусту, слегка поджаренную на свином сале, — от геморроя.
В Нижегородской и Пермской губерниях при горячках (тифах) капустные листы прикладывали к голове, В Забайкалье капусту употребляли в различных видах — свежие, только что сорванные листья, при болях прикладывали к голове; свежую капусту, тонко нарезанную и посыпанную перцем (в молоке) — ели при кашле; квашеную капусту — при несварении желудка, а рассол из-под соленой капусты использовали для утоления жажды. В Приаргунском крае капустою лечили головную паршу; в Костромской губернии ее употребляли от желтухи.
Картофель был очень распространенным средством в России при ожогах: его прикладывали в тертом виде к больному месту для вытягивания жара. В Закарпатье тертый картофель прикладывали к голове при головной боли. В Архангельской губернии сырой картофель привязывали к пальцам от ногтееда. В Забайкалье тертый картофель употребляли не только при ожогах, но и при воспалении кожи; высушенные и стертые в порошок цветы его считались хорошим средством при изжоге. В Псковской губернии (Великолуцкий р-н) сырой сок картофеля пьют для ращения волос и укрепления зубов.
На Кубани для исправления пищеварения при катаре кишок ели поджаренные зерна конопли, а от кровавой мочи пили по несколько стаканов в день конопляное молоко из слегка поджаренных семян.
Льняное семя употребляли от “опуху”; в Казанской губернии его толкли, заваривали кипятком и на ветошке прикладывали к опухшему месту. На Кубани при груднице семя отваривали в молоке и полученную гущу прикладывали к груди; таким же средством лечились и от свинки.
Репчатый лук был распространенным средством при лечении нарывов. На Кубани также жареный или печеный лук прикладывали к чирьям. В Забайкалье высушенные стебли лука, истертые в порошок, употребляли при “ногтоеде”; печеные же луковицы считались хорошим средством при несварении желудка. В Новгородской губернии лук употребляли при лихорадке.
Лук употребляли и при некоторых отравлениях. Так, автор одной из рукописей Географического общества писал, что житель города Ветлуги (Костромская губерния) сообщил ему, что репчатый или зеленый лук-есть “врачество… сильное и поспешное от ада крепкой водки…, есть ли де случится кому либо вместо употребляемых напитков выпить крепкой водки”.
В Забайкалье семена мака, отваренные в молоке, давали детям при прорезывании зубов; отвар семян применяли как снотворное.
Морковь употреблялась от многих болезней. Например, в Вологодской губернии морковный сок пили каждое утро по рюмке от “дурной крови” и при цинге, а так как сок несколько слабит, то при этом лечении делали недельную передышку; морковь ели также для уничтожения глистов; тертую морковь прикладывали к ранам. В Казанской губернии отвар из листьев моркови пили от горловых болезней, распаренную же траву привязывали к горлу; в виде припарки она использовалась и для излечения опухолей.
В Калужской губернии считали, что морковь “доставляет пользу во многих болезнях”, настойку моркови пили от различных болезней; от золотухи пускали в уши морковный сок, а от всякой “нечисти” делали мазь из тертой моркови и серы. В Пермской губернии тертую морковь привязывали на гноящиеся раны и язвы, например, на рану грудной железы.
В Енисейской губернии морковный сок пили от желтухи; в Тобольской губернии он считался укрепляющим питьем для слабосильных чахоточных, больному желтухой также давали пить сок и есть морковь. В Приаргунском крае отвар и настойка морковных семян часто употреблялась от золотухи. В Забайкалье морковный сок применялся как легкое слабительное. Высушенная морковная трава использовалась для мягчительных припарок.
На Кубани выдавливали сок из свежей моркови и им смазывали рану при раке, а сверху прикладывали еще тертую морковь. Лечение таким способом продолжалось около трех-четырех месяцев, причем соблюдалась строгая диета: в пищу употреблялось только молоко и суп с морковью, хлеба четверть или, пол фунта в сутки.
У украинцев сок моркови давали пить детям натощак от худосочия и для изгнания глистов; тертый сырой корень моркови прикладывали к обваренным кипятком местам, к горлу (при жабе) и к ранам. Отваром моркови лечили также желтуху.
В Забайкалье овсяную солому, пареную на молоке, употребляли в виде припарок при грудных болезнях. В Костромской губернии овсяную солому заваривали от кашля.
В Калужской губернии огуречный лист прикладывали к ране, нанесенной бешенной собакой. В Нижегородской губернии огуречный рассол пили от запора; на Кубани при желудочных спазмах или судорогах больным давали пить также огуречный рассол; при тифозных горячках прикладывали к голове соленые огурцы, разрезанные пополам. В Забайкалье огуречный рассол служил в качестве легкого слабительного, а также как отрезвляющее средство для пьяниц.
Огуречным соком мыли золотушным детям лицо, взрослые же часто употребляли его как умывание от угрей и пятен на лице. Осенью в опустевших огородах собирали “огуречные плети”, настаивали их на чае или водке, настойкой поили параличных больных (Енисейская губерния).
Перец, прибавленный к мелко истертому табаку, давали нюхать при болях головы и при насморке (Забайкалье). На Кубани мелко истолченную соль вместе с горьким круглым перцем припаливали на сковороде, полученной смесью посыпали ржаной хлеб и ели его по утрам натощак при малокровии и недостатке аппетита. С этой целью пили также крепко настоянную перцовку. От скарлатины давали пить по пол рюмки водочной настойки стручков красного перца.
На Кубани петрушку считали хорошим мочегонным средством и пили ее в виде отвара; варили в воде вместе с корнями.
Подсолнечник употребляли от лихорадки, что отмечено в различных районах, причем в таких противоположных, как Сибирь и Кавказ. Например, в Забайкальской области лечились отваром цвета от лихорадки; а вообще цветок, высушенный на солнце, считался там лучшим предохранительным средством от эпидемических болезней; с этой целью его ставили в домах. На Кубани вырезали середину ствола подсолнечника, крошили его и высыпали до половины в бутылку, которую доливали водкой; через двое суток настой пили от лихорадки три раза в день по столовой ложке. В Костромской губернии от “кумохи” (лихорадки) пили настой корня подсолнечника (очень горький), а сухую “шляпку”, его кипятили и умывались этой водой.
На Кубани применяли при желтухе и при крови в моче. Цветы подсолнечника настаивали на водке и давали больным по рюмке перед едой, или заваривали цветы кипятком и пили как чай.
Питье из проса, сделанное с водою и вином, “понуждает пот и гонит урину” — как отмечено в литературе еще двести лет назад, а потому его признавали полезным в Казанской и Оренбургской губерниях от водянки, каменной болезни, трехдневной лихорадки и при ломоте членов, случающейся у родильниц; рекомендовали его также как крепительное средство при поносах.
На Кубани пшеницу применяли от различных болезней и в различных видах: от удушья на хорошо натопленную печь насыпали смоченную в воде пшеницу и ложились на нее грудью. От лихорадки собирали оставшиеся после “посевальщиков” пшеничные зерна, терли их и ели.
От водянки замачивали пшеницу и держали ее в мешках в вытопленной печи, где она распаривалась и прорастала, и тогда ее в теплом виде прикладывали к водяночным опухолям. Лечили пшеницею и струпья на подбородке около нижней губы, которые зудились, лопались и из них шла кровь. В Калужской губернии мятые пшеничные зерна прикладывали к ранам, от укусов бешеной собакой.
В Казанской и Оренбургской губерниях больных водянкою осыпали “по груди пшеницею”, якобы она вытягивает и “разводит в нем воду”. Пшеничными же отрубями натирали голову, чтобы “чистить волосы и выводить из головы плоть”.
Редечный сок применялся как наружное и как внутреннее средство. В Вологодской губернии его пили при желудочных болезнях и от глистов; тертая редька, настоянная, на водке, считалась хорошим средством от лихорадки, ее пили утром и вечером по рюмке; ею также натирались в бане (или в печи) при простуде спины и боков; употребляли в виде горчичников. В Пермской губернии пили редечный сок в чистом виде или с водкой при общей слабости, отсутствии аппетита, боли в животе, “от надсады”. Редечный сок считался в Пермской губернии вообще хорошим тонизирующим средством. В некоторых местах в редьке выдалбливали углубление, вливали в него водку и через несколько часов полученную настойку пили.
Было применение редьки от туберкулеза – с этой целью брали редьку с черною кожицею, натирали и полученный сок пили три раза в день натощак. По словам сообщавшего эти сведения, после приема вначале хочется спать, делается испарина и льется пот. Затем у человека появляется хороший аппетит и он поправляется. Сок редьки пили также от тяжести под ложечкой. В Забайкальской области редечный сок, как наружное средство, употреблялся при ревматизме, как внутреннее — при простудных болезнях и от кашля. В Костромской губернии натертую редьку клали на больной зуб; в Нижегородской губернии натирались ею в бане от ушиба. В Сибири натирались редькою в бане “для здоровья”; сок пили от “надсады”. Чтобы избежать горячки, натирались соком редьки, смешанным с вином, а чистый сок пили по полрюмки; в такой же дозе его принимали внутрь при болях желудка. В Тобольской губернии редечный сок считался лучшим средством для возбуждения действия желудка.
У украинцев сок из тертого корня редьки (преимущественно черной) употребляли внутрь при худосочии и чахотке; снаружи им растирались в бане от ломоты при простуде.
О применении репы в Казанской и Оренбургской губерниях в одной из статей, относящейся к середине 18 века, написано следующее: “Репе приписывается сие свойство, что она в пище приятна и питательна, но подымает и пучит утробу и в животе случается от нее боль. Еще сказывают, якобы подкрепляет она зрение. В бараньей похлебке варена гонит урину и способствует от каменной болезни… Гнилая репа, если приложится к обмороженному члену, вытягивает мороз”.
Интересно отметить, что последнее приписываемое ей свойство отмечено и в середине 19 века в Калужской губернии, где от обморожения приготовляли мазь из белой репы. В Пермской губернии репою лечили коклюш. Для этого репу и лук нарезали по тарелке каждой, складывали ее рядами в горшок, пересыпая каждый ряд сахаром, растертым с имбирем – чайная ложка имбиря на пол стакана сахара), горшок замазывали толстым слоем теста и ставили в печь, в “вольный дух”, на четыре часа. Полученный экстракт выжимали и сливали в бутылку; давали его по столовой ложке; соком пареной репы лечили молочницу у детей.
В Казанской губернии собирали молодую рожь до цвету и в виде чая пили от ломоты, боли живота и худобы, когда человек “сохнет”. Цвет ржи в виноградном вине употребляли от трехдневной лихорадки и от глистов. Зерно старой ржи, поджаренное и истолченное, принимали в яичном желтке от кровавого поноса. Отмечено в Казанской и Оренбургской губерниях двести лет назад. В Костромской губернии от простуды заваривали и пили ржаные колоски или ржаную солому; с этой целью употребляли и “ржаной свет”, настоянный на водке.
Свекла в тертом виде употреблялась как жаропонижающее средство, что отмечено, например, в Сибири. В Забайкалье пили свекольный сок для облегчения болей при геморрое, а также при грыже; в Костромской губернии его давали новорожденным как профилактическое средство от грыжи, употребляли также при воспалении почек. На Кубани при свинке и вообще опухолях прикладывали тертую свеклу к больному месту, меняя ее по мере высыхания; при лечении скарлатины свеклу смешивали с деревянным маслом, появляющаяся опухоль скоро прорывалась, но не скоро заживала; грудницу лечили также тертой свеклой, смешанной с прованским маслом”. В Казанской губернии отваром свекольных листьев поили детей от грыжи, а распаренные листья прикладывали к опухолям. В Пермской губернии свежие листья прикладывали к нарывам и к голове при головных болях и для оттягивания жара. В Закарпатье листья свеклы прикладывали к больной ноге.
Столетник или алоэ — заваривали и пили от лихорадки в Костромской губернии. Он является широко распространенным средством от чахотки и для лечения ран вплоть до настоящего времени.
В Енисейской губернии останавливали кровь табаком (махоркой); в Забайкалье свежие дистья прикладывали к нарывам и местам укусов животными. На Кубани табаком лечили грудницу; свежий лист смазывали медом, посыпали солью и прикладывали к больному месту, а чтобы человеку не сделалось дурно, к голове ставили холодные компрессы; лист держали не более пяти минут.
В Забайкалье семена тыквы давали детям как глистогонное, взрослым же давали отвар из семян. На Кубани также от глистов поили “молоком”, сделанным из семян тыквы; пили по стакану натощак, или же тыквенные семена поджаривали и ели их, пока не становилось плохо. На Украине тыкву употребляли и для изгнания солитера, для этого больных поили также “молоком”, сделанным из семян. В Костромской губернии тыкву употребляли при воспалении почек.
В Енисейской губернии и Забайкалье отвар или настой укропа применяли как мочегонное средство и от водянки, на Кубани — от геморроя, смешивая его с очищенной серой и лакричным корнем.
Хрен, приложенный к телу, производит сильное раздражение кожи, а потому его употребляли как отвлекающее средство при простуде, горячке, лихорадках, при ревматизме. Корни хрена заменяли крестьянам горчичники. Тертый хрен нюхали при угаре и головной боли. Он считался также одним из лучших противоцинготных средств. Так, в Минской губернии с этой целью тертый хрен варили в свекловичном квасе и полоскали им рот четыре раза в день. В Тульской губернии листья свежего хрена прикладывали с “верным успехом” к размягчению и рассасыванию нарывов и чирьев. Хрен и редьку, поровну взяв и стерев на терке, прикладывали от опухоли шейных и глоточных желез. На Украине разбавленным водою соком из стертых корней хрена также полоскали рот при цинге, употребляя его отчасти и внутрь. В Закарпатье хрен применяют при головных и зубных болях.
Чеснок был распространенным средством от холеры, от укусов бешеными животными, в предупреждение водобоязни, от “сибирки”, цинги, коклюша и других болезней. Так, например, в Сибири его усиленно ели натощак во время холеры 1882 года, то же самое отмечено на Кубани, где его давали также от водобоязни, и “сибирки”, от которой чеснок не только ели, но и прикладывали его к больному месту. В Костромской и Нижегородской губерниях чеснок употребляли при “моровых язвах”.
Чеснок был универсальным средством при цинге, при этом его не только ели, но и натирали им десны, когда они опухали. В Забайкалье в свежем виде он употреблялся не только при цинге, но и при болезнях зубов и дурном запахе изо рта; в поджаренном виде его охотно ели старые люди, как укрепляющее средство; по словам крестьян, он “кровь разгоняет”. В Рязанской губернии коклюш лечили соком чеснока и вешали на шею ожерелье из головок чеснока. У русского населения Северного Кавказа в составе средства от малярии главную роль играл чеснок, почти тот же рецепт был в употреблении в Ленинграде. В Закарпатье чеснок широко применялся при головной боли. В Тобольской губернии чеснок, настоянный на водке, считался хорошим предохранительным средством от горловых заболеваний, а также от лихорадки. Академик И. Лепехин писал, что чеснок “с сквашенным тестом унимает жар, когда ко лбу или ногам привязан будет”. Чеснок употреблялся в народной медицине как глистогонное, мочегонное, а также от слабости и от удушья. Чесноком лечили и зубную боль, а также выводили мозоли, прикладывая к ним в распаренном виде чеснок, как мягчительное и утоляющее боль средство (Забайкалье). Чеснок был очень распространенным средством и на Украине, где его во время холерной эпидемии многие употребляли как предохранительное средство; толченые зубчики чеснока давали в мякине ржаного хлеба укушенным бешеными животными в предупреждение водобоязни и при начинающейся водобоязни. Мазью из чеснока натирали горло и грудь при жабе и коклюше.
Нагретым острым концом ячменного семени прижигали нарывчики. Свежие и чистые соломинки зерновых культур вкладывали в уши больных глухотою, меняя их два-три раза в день.
__________________
О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас. А те, кто лучше нас, им просто не до нас.
--Омар Хайям
Обновления по запросу — на Я.Ди. «Мэйл-облако» для тех, кто помогает нашему интернет-проекту, и для тех, кто хотел бы это делать, но пока не знает, как.
Помогая форуму ВТО, вы прежде всего помогаете себе! А не делаете что-то абстрактное для «других», совершенно незнакомых и безразличных вам людей.
|