Дорого яичко к пасхальному дню
Близится праздник Пасхи, а значит, пришло время подумать о том, какие сувениры порадуют близких вам людей в этом день. Традиционно на Пасху принято обмениваться крашеными яйцами. Эта традиция уходит корнями в далекое прошлое и отнюдь не связана с христианством. Какие же яйца и как давно дарят друг другу люди?
Образ яйца, вернее Космического (Мирового) яйца существовал у многих народов с глубокой древности. Пытаясь осмыслить для себя, что такое Вселенная и как образовался Мир, люди в какой-то момент обратили внимание на чудо рождения из, казалось бы, неживого яйца живого существа. Это было настолько поразительно, что невольно навело древних на мысль о том, что и мир образовался из гигантского яйца. Недаром параллель мир-яйцо прослеживается в мифологии большинства народов мира. Легенды разных народов объясняют рождение мира по-разному. Египтяне считали, что хаос Нун (по иным вариантам легенды гусь Великий Гоготун) снес ртом яйцо-Мир, а из него возник бог Солнца Пта. В иконографии Древнего Египта встречается изображение Пта, который катает по небу свое яйцо-Солнце. Интересно, что в славянской мифологии тоже присутствовал солнечный Бог - Птах, имя которого лишь незначительно отличалось от имени египетского бога, а его атрибутом также было яйцо.
Мифы древних индийцев рассказывают о том, что в начале был безбрежный океан Вселенной, в котором плавало Золотое яйцо, а из него родился бог Праджвапати. Подобным же образом объясняют рождение бога-демиурга (Тангароа) полинезийцы. Присутствует яйцо и в мифологии древних греков. Из яйца, как они считали, родился Эрос, братья Кастор и Полидевк и по одной из версий Прекрасная Елена.
Существуют легенды, согласно которым даже Ноев ковчег не был построен из ливанского кедра, а представлял собой огромную половину яичной скорлупы.
Яйцо было почитаемо у многих народов. Об этом можно судить уже потому, что в древних захоронениях дохристианской эпохи (египетских, греческих, этрусских и др.) археологи находят разнообразные яйца-как натуральные (куриные и страусовые), так и выполненные из различных материалов (глины, мрамора и др.), а в ряде случает даже раскрашенные. Результатом особого отношения к яйцу явилось и использование его формы в строительстве традиционных жилищ: юрт, эскимосских снежных хижин иглу, зулусов в Африке и у индейцев Южной Америки, а также куполов церквей, мечетей, гробниц и ряда буддийский ступ.
Неудивительно, что со временем яйцо как символ рождения и возрождения жизни стало одним из атрибутов празднования нового года, который в древности встречали весной, в то время, когда происходит обновление природы и рождение новой жизни. Так в Персии отмечали день весеннего равноденствия и дарили в этот день друг другу яйца, как пожелание продолжения рода, а в Египте в начале апреля отмечали праздник воскрешения Осириса, а яйца дарили в знак продолжения жизни после смерти. Кстати, в Египте яйцо считалось священным, поэтому жрецам запрещалось употреблять его в пищу.
Когда и где появилась традиция красить яйца, точно неизвестно до сих пор. Считается, что впервые крашеные яйца стали дарить в Риме. По легенде эта традиция появилась после того, как в день рождения императора Марка Аврелия одна из кур снесла яйцо, меченное красными точками, что было расценено как счастливое предзнаменование рождения будущего императора. Благодаря этому с 224 г. н.э. традиция обмениваться в Новый год крашеными в красный цвет яйцами укоренилась. Однако это далеко не единственная легенда о появлении крашеных яиц. В частности, поляки, связывают это событие с Девой Марией, которая, якобы, окрашивала яйца в разные цвета, чтобы развлечь младенца Иисуса. Есть версия, что красить яйца начали в честь французского короля Людовика Святого, вдохновителя крестовых походов, которого угощали разноцветными яйцами в честь освобождения из плена.
Однако, согласно христианской традиции, первое крашеное яйцо было подарено императору Тиберию Марией Магдалиной, и связано это было не с празднованием Нового года, а с Воскресением Иисуса Христа. В память о ней, римские монахини продолжили раскрашивать куриные яйца, которые со времени принятия христианства стали повсеместно ассоциироваться с праздником Пасхи.
Пасхальные традиции народов мира существенно отличаются друг от друга. В этом смысле очень интересна символика цвета. Как известно, яйцо, подаренное Марией Магдалиной, было красным, поскольку оно символизировало кровь Христа. Именно поэтому одним из основных цветов, в которые красят пасхальные яйца, является красный. Вторым важнейшим цветом считается зеленый, который издавна был символом возрожденной жизни и распустившейся зелени. Однако в Турции и Швеции яйца принято красить в желтый цвет-цвет солнца, золота, счастья, избранничества и высшего суда. В Польше яйца и сегодня красят во все цвета радуги. На Руси символика цвета была иной, а цвет яиц обычно свидетельствовал о событиях, произошедших в семье за год. Особенно много внимания уделялось теме смерти. Обычно, если в семье кто-то умирал, яйца красили в зеленый цвет. Этот обычай, как считается, пришел из романо-германской традиции класть яйца в могилу усопшего для воскрешения его духа в новой жизни. На Троицу яйца также красили в зеленый цвет, поскольку по традиции этот день связан с поминанием усопших. Если же человек умер не своей смертью, то яйца было принято красить в желтый цвет. Так же поступали, если умирал некрещеный ребенок. В этом случае эти яйца раздавались детям.
Способов окраски яиц было несколько. Описанные выше одноцветные яйца назывались "крашенками". Если же на основном фоне были пятнышки, полоски или крапинки, яйцо называлось "крапанка". Самые сложные в исполнении, но и самые красивые яйца- расписанные вручную- "писанки". Существовали и деревянные яйца-"яйчата". Вся краска была растительного происхождения: красная- отвар луковой шелухи, желтая- слабый отвар луковой шелухи, крутой липовый чай, шафран и тмин, зеленая-клевер, розмарин и петрушка, черная-кофе или настой ржавого железа, опущенного в сок квашеной капусты с несколькими каплями уксуса.
Материалы, из которых делали пасхальные яйца, еще более разнообразны. Безусловно, самые древние и до сих пор самые распространенные яйца-натуральные, куриные. Однако со временем появились яйца из дерева, фарфора, камня, кости, хрусталя, стекла, шоколада, а также из золота и серебра с украшениями из эмали, бисера и драгоценных камней. При их создании эталонным размером, как правило, служил размер натуральных яиц.
Первое письменное свидетельство о дарении яиц на Руси относится к Xв. Люди обменивались ими между собой, а бывало, что и получали в дар от царя. Так сохранилось свидетельство о том, что при царе Алексее Михайловиче на Пасху было приготовлено 37 тысяч яиц: куриных, гусиных, утиных, лебединых, голубиных, а также яиц из кости и дерева, резных или раскрашенных. Особые деревянные яйца получали на пасху дети. Эти яйца вырезались из дерева по принципу матрешки- одно в одном и расписывались.
В Европе художественно оформленные птичьи яйца были особенно популярны в XVI-XVIII в. Французский король Людовик XIV любил дарить куриные яйца членам семьи и придворным. Эти яйца расписывали известные художники, такие как А.Ватто и Ф.Буше. При Людовике XVIв. впервые появились яйца "с сюрпризом". Их создавали лучшие ювелиры Франции, Гемании и Австрии, а сами они в XVIIIв. хранились в Эрмитаже и Лувре.
В России пасхальные яйца стали превращаться в дорогой сувенир с XVIIIв. Правда, российские дворянки использовали их и для вполне утилитарных целей-перед важным свиданием красавицы вынимали из ридикюля выточенное из мрамора или жадеита яичко и крепко сжимали его в ладонях. В результате, дамские пальчики приобретали белизну и становились холодными. В XIXв. выполненные из драгоценных материалов и изысканно оформленные яйца стали непременным атрибутом празднования пасхи в первую очередь в императорской семье.
Поистине всемирную славу снискал на этом поприще ювелир Карл Фаберже. Его знаменитая серия ювелирный яиц была создана в 1885-1917гг., а основными заказчиками были представители Российского императорского дома. Первое яйцо, "Куриное", К.Фаберже создал для императрицы Марии Федоровны по заказу ее супруга Императора Александра III. Оно было гладким и эмалированным снаружи, а внутри выполнено по принципу матрешки: миниатюрная курочка, спрятанная в яйце, в свою очередь скрывала в себе крохотную рубиновую корону. Это яйцо было вольной интерпретацией созданного в XVIIIIв. в Дании. Однако впоследствии мастера ювелирной фирмы Фаберже создали множество оригинальных яиц, которые теперь хранятся в Оружейной палате Кремля, собрании Вексельберга, Русской национальном музее, Минералогическом музее им. А.Е.Ферсмана РАН и зарубежных частных коллекциях.
Сегодня пасхальные яйца являются достаточно распространенным и популярным антиквариатом. Конечно, изделия уровня Фаберже стоят чрезвычайно дорого и доступны немногим, однако в антикварных салонах и просто ювелирных магазинах можно найти и менее дорогие, но не менее интересные изделия.
Наряду с распространенными сегодня яйцами "в стиле Фаберже", существует масса интересных яиц, выполненных из дерева, хрусталя, фарфора, стекла и иных материалов. Чаще всего их создатели обращаются к типу "писанка", поскольку эти яйца, действительно, очень декоративны. Одними из самых интересных являются писанки из стекла. По сути, называть их писанками не вполне корректно, поскольку, в отличие от традиционных расписных яиц из дерева, "роспись" выполняется резцом и лишь потом дополнительно покрывается или не покрывается краской. Более того, роспись по гравировке может сильно изменить характер декора и, соответственно, внешний облик яйца. Сравните, к примеру, яйцо "Герб российской империи" из красного стекла с яйцом "Герб российской империи" из кобальтового стекла. Рисунок на этих изделиях идентичен, однако роспись золотом придает красному яйцу декоративность и яркость, а голубое яйцо с бесцветным рисунком выглядит утонченно и торжественно.
Конечно, как в этом случае, так и в других важен не только цвет рисунка, но и цвет самого яйца. Стекло-прекрасный материал, позволяющий за счет варьирования цветов и оттенков создавать совершенно разные образы. Например, яйца "Летний букет" и "Полевые цветы" украшены одинаковым изображением букета цветов и гирлянд. Однако прозрачный фон первого яйца делает рисунок изящным, а все яйцо оставляет впечатление удивительной легкости и хрупкости. Напротив, букет на красном яйце "Полевые цветы" выглядит очень декоративно.
Описанные выше изделия служат хорошим подтверждением тому, что сегодня пасхальные яйца - не только традиционный атрибут праздника Пасхи, но и изысканный сувенир. Разнообразие сюжетов, которые художники выбирают для создания рисунка, позволит вам выбрать то яйцо, которое поможет раскрыть ваши чувства и понравится вашим близким. К примеру, очень красиво на поверхности яйца смотрится изображение птиц. При этом цвет фона может нести определенную смысловую нагрузку. Обратите внимание на яйца "Два соловья" и "Два сокола". В обоих случаях синий цвет фона создает впечатление неба, на фоне которого на ветках дерева поют живые птицы. Такое яйцо станет прекрасным подарком как на Пасху, так и в любой день весны.
Выбор пасхальных яиц огромен. Однако при всем их разнообразии важнее всего те чувства, с которыми вы дарите подарок, тот смысл, который вы в него вкладываете. Будет ли пасхальное яйцо из золота или из шоколада, натуральное или созданное художником, главное, чтобы оно было подарено с любовью.
www.relook.ru