Творцы культуры обладают великим даром таланта и мастерства, позволяющим им найти дорогу в сердце человека и воздействовать на тонкие струны его души.
Присмотримся внимательно к способу воздействия произведений искусства на человеческое сознание, и мы увидим замечательную вещь – это воздействие проходит почти исключительно по каналам визуального и звукового восприятия человека!
Действительно, человек видит и слышит, информация вливается в круг его сознания, начинается процесс эмоционального восприятия.
Музыка способна, в отличие от других видов искусства даже без создания в сознании человека визуальных и интеллектуальных образов, заставить его радоваться или печалиться.
Она обладает великим и мощным потенциалом воздействия на внутренний мир человека.
Каким путем доходит музыка до слушателя?
Рассмотрим техническую сторону этого процесса.
Композитор на интуитивном уровне создает то нечто, что можно назвать душой музыкального произведения.
Затем в работу включаются музыканты, которые одевают в звуковую ткань замыслы композитора.
Наступает очередь звукорежиссера. На нем лежит ответственность донести до слушателей то, что заложили в своих трудах предыдущие мастера!
И вот, слушатель получает результат труда участников этого процесса, в виде готовой записи.
А теперь зададим вопрос: как, по какому критерию можно оценить эту работу?
Ответ простой:
Степень и качество возникающих чувств у слушателей определяет, насколько был успешен в своих трудах творец художественного образа.
Что мы имеем на сегодняшний день, в подаче современной звуковоспроизводящей аппаратурой того великого явления человеческой культуры, которая зовется Музыкой?
К сожалению, мы должны констатировать, что способность современной аппаратуры в передачи исходной эмоциональной составляющей музыкального материала, за очень малым исключением, невелика!
То, что с таким трудом старались донести до нас композитор, музыкант, звукорежиссер, превратилось в некий поток звуковой информации, который мы слышим, но который, будем честно говорить, не вызывает душевного отклика!
Да, шумы и искажения при субъективном восприятии почти отсутствуют.
Но исчезло то, что раньше нам могла дать старая добрая грампластинка - она всеми силами старалась донести до нас чувства, эмоции, Душу Музыки!
Звучание современных цифровых источников музыкальной информации похоже на искусственный манекен, красота которого стерильна, черты правильны и пропорциональны, но отсутствует то, что отличает его от живого человека - жизнь!
Хочется спросить: ради чего знаменитые мировые брэнды делают свою продукцию?
Чтобы человек слушал звук с минимальными искажениями?
Или чтобы в его душу входило то, что мы зовем МУЗЫКОЙ?
В длинной цепочке передачи музыкального материала от композитора до слушателя, есть еще одно звено, которое играет весьма важную роль в этом процессе.
Это звено – звукоинженеры.
До недавнего времени было аксиомой, что основной задачей этих специалистов является осуществить свою работу так, чтобы максимально точно, без искажений, была произведена запись звука.
До определенной степени эта аксиома верна.
Обязанностью звукоинженера является произвести такую запись, которая бы максимально бережно обращалась со звуковым сигналом и не искажала его.
Но резонно тогда задать вопрос: если масса цифрового контента несет слушателю безликую, лишенную эмоций и чувств, стерильную информацию, то разве не будет долгом звукоинженера, приложить усилия, чтобы вернуть звуку, то к чему он предназначен – эмоциональное воздействие на людей!
Ответ будет утвердительным – да, звукоинженер обязан создавать не только записи, имеющие малые искажения, но и заложить в них еще одну способность – звучать так, чтобы звуковые тракты звучали эмоционально, и будили в слушателях ответные чувства!
Соответственно перед специалистами, занимающимися работой со звуком, встает задача - найти те технические решения, которые позволяют вернуть музыке душу, потерянную в дебрях цифровых нулей и единиц!
Исправить это положение и вернуть одухотворенность музыке и звуку, может направление на эмоциональный аспект звучания.
Речь идет о новом подходе к понятию качества звучания, подходе, который позволит приблизиться к чувствам человека.
Старое понятие качества звучания описывалось математической формулой:
Качество звучания = высокая верность звуковоспроизведения.
Новое понятие качества звучания дает иную математическую формулу:
Качество звучания = высокая верность звуковоспроизведения +эмоциональность, музыкальность звучания.
Пора признать, что погоня за цифрами и высокими техническими характеристиками, завели техническое сообщество в такую область, в которой эстетические ценности музыкального искусства просто отсутствуют.
И пора признать, что только новый подход к проблеме звучания цифровых источников звуковой информации, может вернуть человеку способность слушать не только органами слуха, но и душой!
__________________
Американская демократия не приживается в регионах богатых "Тополем"
… Когда – то в году эдак 1979 – 80, я заметил одно смутившее меня обстоятельство.
Звучание музыкальной аппаратуры изменилось, и не в лучшую сторону.
Не буду углубляться в мои тогдашние поиски, скажу лишь, что только спустя несколько лет выстроилась более – менее понятная картина происшедшего.
(Дальше, я буду вынужден оперировать технической информацией, специалисты меня поймут. Ну а люди далекие от профессиональных вопросов, по крайней мере поймут дух проблемы).
Итак, продолжу.
На рубеже 70-80 годов в бытовую музыкальную аппаратуру в массовом порядке стала внедряться микросхемная схемотехника, пошла замена материалов комплектующих изделий, стала в большей степени проявляться гонка за высокими техническими показателями. Пришло новое поколение разработчиков, очевидно не обладающих особой музыкальной культурой, для которых цифры технических спецификаций были гораздо ценнее эстетических составляющих звука и музыки.
И вот с конца семидесятых, ну и по сегодняшний день, этот подход в работе со звуком стал доминантой и практикой.
…Правда тогда, уже в начале 80-х, обнаружилось, что новая техника почему – то не звучит так интересно, как звучала старая. Хотя формально технические характеристики стали выше.
В звуковых усилителях мощности появились в массовом порядке комплементарные пары выходных транзисторов, звуковые каскады сплошь и рядом стали строить симметричными и в обязательном порядке двухтактными.
Что это дало? Дало снижение искажений!
Но какой ценой?
Исчезла вторая четная гармоника, и в спектре гармонических искажений остался хвост затухающих нечетных гармоник (негармоничных и очень неприятных на слух).
Читатели могу спросить, что такое вторая гармоника?
Вы знаете, я так скажу - она вообще везде разлита по всему миру!
Тот же второй закон термодинамики применительно к нашему случаю, тоже есть вторая гармоника!
Качните маятник – назад он вернется с меньшей амплитудой. Это вторая гармоника.
Наш голос, или вибрации воздуха когда мы поем – это процесс сжатия – разжатия воздушной среды, и он никогда не будет симметричен в упругой среде! Амплитуда сжатия в упругой среде всегда будет меньше амплитуды расжатия! Это тоже вторая гармоника!
Любой струнный музыкальный инструмент, любой духовой инструмент, работают за счет конечной упругости подвижной системы или воздушной среды – и это есть тоже вторая гармоника.
Так вот, эти великие интеллектуальные специалисты в звуке, ее попросту убрали!
… Затем в те же годы началась гонка за широкой полосой воспроизводимых частот.
Углублялась ООС, полоса рабочих частот стала простираться значительно выше 20 kHz.
А ведь если проанализировать реальные средне – статистические спектры звуков окружающего мира, то они уложится в средне – статистическую полосу 60 – 12000 kHz.
Грамотные немецкие инженеры, заложившие первую классификацию и стандартизацию характеристик звуковых трактов еще в 30-е годы прошлого столетия, правильно ограничились полосой 40 – 16000 kHz. Потому как это реальная рабочая полоса для наших ушей.
Таким образом, представителей новой идеологии проектирования звуковых трактов начавшейся в конце 70-х – начале 80-х, не особо интересовало каков музыкальный характер звучания в природной полосе звучания 40 – 16000 kHz. И очевидно по причине врожденного отсутствия музыкального слуха, они не заметили что «древние» звуковые аппараты, попросту переигрывают их новые разработки по музыкальности и гармоничности звучания именно в этой, «природной» полосе.
То есть произошло событие, никем особо не замеченное - победа Интеллекта над Душой!
…………………………………………………………………………………………………
Вы можете спросить: « К чему это ты все, парень, говоришь»?
А к тому, что я тогда в те годы, тоже задался вопросом: «Почему звучание одной и той же музыки можно на одном аппарате слушать часами и от этого получаешь удовольствие, а на другом аппарате эту же музыку и слушать не хочется»?
И как ответ на тот вопрос могу лишь сказать, что та философия звука, которой придерживаюсь сейчас – это просто закономерная эволюция моих взглядов на некоторые вещи.
А эти вещи следующие:
.. Что не все искажения плохи.
Потому как надо смотреть не на их величину, а на то какой след они оставляют на звучании.
И для ясности зададимся вопросом – что такое искажения?
Каждый специалист скажет – искажения музыкального сигнала это изменения амплитудного, частотного и гармонического состава этого сигнала. И не более того.
Некоторые специалисты говорят, что Кг = 1% это уже много!
Уверяю вас, если здесь доминирует вторая гармоника, то от этого звучание часто только выигрывает.
Многие технари покрутят пальцем у виска и скажут: «Ну, ты даешь! Ты что, ратуешь за искажения?»
Нет, не ратую. Просто предлагаю здраво, и без предубеждений подойти к этому вопросу.
И сейчас скажу крамольную мысль, за которую апологеты технической точности точно закидают меня камнями!
Вы боитесь искажений?
А я считаю, что искажения в звуке это не всегда плохо, есть вещи куда более пагубные для звука!
Почему?
Отвечу примером.
Предположим, мы имеем оригинал музыкальной композиции, записанный с минимальными искажениями и с высоким техническим разрешением 192 kHz / 24 bit , то есть безупречный по техническому качеству оригинал. Но при этом, звучание этой композиции ватное, глуховатое и вялое.
Чтобы изменить ситуацию, мы вносим в эту композицию изменения амплитудно – частотного и гармонического состава, и звучание становится прозрачным, вдохновенным и интересным.
Что мы сделали? Изменили амплитудно – частотный и гармонический состав.
Или попросту внесли искажения (см. понятие искажений выше).
То есть, если говорить технически точно, любая реставрация звуковой фонограммы, мастеринг и ремастеринг – это внесение искажений в исходную фонограмму!
Вопрос, повторяю только в том - КАКИЕ это искажения, и КАК они влияют на звучание фонограммы!
Для тех же апологетов технической точности, кто во главу угла ставит борьбу с искажениями, и видит их единственной причиной плохого звучания, напомню следующие факты:
- Что такое коррекция RIAA при записи лакового диска, и обратная коррекция при проигрывании винилового диска? Это амплитудно - частотные изменения исходного электрического сигнала. Или попросту искажения.
- Те же коррекции АЧХ тракта записи и воспроизведения магнитной записи – это тоже искажения амплитуды исходного сигнала.
- И еще. Попробуйте записать магнитофонную ленту со значительным уровнем подмагничивания. Уверен, звучание точно вам не понравится, потому как будет глухое. Тогда вы возьмите и пропишите ленту с пониженным уровнем подмагничивания – и вам это звучание понравится, так как появятся высокие частоты.
Но правда какой ценой это будет достигнуто? Ценой увеличения искажений явно больше 1 %!.
- Люди старшего поколения помнят, как звучали аппараты магнитной записи и виниловые проигрыватели. Реальные (не паспортные) искажения там были 2 – 3 % и более.
В высокочастотной области вообще меньше 5 – 7 % не опускалось. А ведь там, в чистом виде доминировала вторая гармоника, особенно на виниле!
И слушалось это почему – то гораздо интересней и увлекательней, чем сейчас на цифровых источниках звука!
Прошу, чтобы мои оппоненты поняли меня правильно, я вовсе не выступаю в защиту искажений! Я лишь призываю трезво оценить их место в порядке вещей!
( Конечно, если ставится задача максимально точно передать исходный сигнал, то здесь естественно надо иметь тракт с минимальными искажениями. Я сам, если мне необходимо создать усилительный каскад для точной передачи электрического сигнала, приму все меры для минимизации искажений).
Но опять же повторю – бороться с искажениями необходимо только там, где в этом есть насущная необходимость!
……………………………………………………………………………………………………..
Все это я говорил вот для чего:
Вы уже обратили внимание, что в своей работе с музыкой, по сравнению со звучанием у других специалистов, я акцентирую высокие частоты.
С точки зрения технической это естественно искажения.
Теперь, предлагаю рассмотреть это акцентирование не столько с технической, сколько с эстетической точки зрения.
То есть, что дает звучанию музыки выделение высокочастотных составляющих - «шипящих» человеческого голоса (сибилянты), перкуссии (тарелочки, треугольник, струнные и духовые инструменты)?
Многие скажут, что появляется четкость, разборчивость, повышается, если так можно выразиться «красивость» звучания.
Это так.
Со своей стороны добавлю следующее.
Многие старые и современные фонограммы страдают одной «болезнью» - кроме элементарного завала и нарушения тонального баланса в области высоких частот, сами высокие частоты там еще попросту неприятные. Как правило, слушать такой звук второй раз уже не хочется! (Такое бывает в случае отсутствия в этой части частотного диапазона четных гармоник, и появления здесь интермодуляционных искажений, что является прямым следствием неграмотной работы звукоинженеров, то есть регулировок выше 16 kHz. Об этом, я уже писал несколько постов раньше)
Поэтому, работая с подобными фонограммами, я вынужден убирать этот «нехороший» высокочастотный шлейф и формировать свой, добавляя вторую гармонику, таким образом приближаясь к природному звучанию.
Но не все гладко в этом вопросе. Так как за все приходится платить, и платить в первую очередь тому, кто работает со звуком. Потому как в высокочастотной области работать – дело неблагодарное! Приходится ходить по очень тонкой грани, чуть перебрал, и потерялась естественность звучания.
С некоторыми фонограммами вообще бывает очень трудно работать – настолько различны высокочастотные составляющие вокальных и инструментальных партий после сведения!
Отсюда то что иной раз замечается в звучании – как бы перемодуляция, и небольшое резонирование в области высокочастотных звуков.
Да, это издержки этого метода работы, и иногда их невозможно избежать!
Тем не менее, я сознательно иду на это, неправильное с точки зрения существующих норм работы со звуком, акцентирование в высокочастотной области.
Оправдывает одно - если на одну чашу весов положить убогое, скудное звучание, а на другую преображенное с открытым высокочастотным диапазоном, то думаю даже с учетом небольших искажений в этой области, общий характер звучания во втором случае будет более выигрышным.
Единственно, что мог бы сказать, что в 99 % случаев это происходит не по моей вине, а по вине звукоинженеров, которые ранее уже заведомо «перегрузили» высокочастотную область в исходном звучании.
И еще. Это просто из моей практики.
Дело в том, что когда изготавливают промышленную партию Audio CD, конечный диск по звучанию в области высоких частот несколько отличается от звучания исходной фонограммы.
Высокие частоты, я бы так сказал, становятся несколько поджаты, по сравнению с моим звучанием.
Хотя формально при инструментальной проверке, никакого «завала» частотного диапазона нет.
Поэтому, исходя из этого обстоятельства, я отправляю мои файлы с небольшим акцентом в высокочастотной области. И судя по отзывам, это играет положительную роль в окончательном звучании CD – диска.
……………………………………………………………………………………………………
Собственно к тому что я делаю, или к идее «эмоционального» звука, я пришел просто.
Когда – то, себе задал вопрос: «Почему иной раз получаешь удовольствие от прослушивания музыки, и ее хочется слушать?»
И ответил: «Потому что нравится!»
«А почему нравится?» - «Потому что нравится как звучит!»
«А как сделать так, чтобы нравилось как звучит?» - «Надо сделать звучание увлекательным и интересным!»
«А как сделать звучание увлекательным и интересным!» - …. И здесь задумался:
Человек воспринимает музыкальную информацию на 90 % эмоциональной составляющей своего сознания. Интеллект в этом участия принимает мало. И отсюда сложился ответ:
… «Надо просто увеличить Эмоциональность и Музыкальность звучания ?!»
Ну действительно, если рассуждать логически и без предубеждений, это действительно так!!!
Дальше, естественно начался поиск технических средств и решений, позволяющих решить эту задачу.
Специалистам, конструкторам, любителям, профессионально занимающихся звуком, конечно известны эти технические решения.
- это несимметричное, однотактное построение усилительных каскадов;
- использование аппаратных средств, формирующих вторую гармонику;
- использование электронных вакуумных ламп, звучание которых является одновременно и точным и музыкальным;
- аналоговая работа с фонограммами, которая в отличие от цифровой, сохраняет природную естественность звучания.
И др.
И еще один момент, не технический.
В 70-е, когда слушал действительно талантливо сконструированную музыкальную технику, иной раз поражался: «Как такое возможно?! Вроде бы ничего броского, ничего особого! Но звучание прямо завораживает!».
Потом, когда у самого начало кое – что получаться, я все понял …
Помните слова в песне: «…В женщине должна быть какая – то загадка…»?
Так вот, Музыка – это тоже Великая Таинственная Женская Сущность!
Получается, что и в звучании должна быть своя загадка! Завораживающая, вроде бы и понятная, но в тоже время и непонятная, потому что недосягаемая!
И эту загадку я и стараюсь отразить в звуке!
… Потому как наша душа человеческая, тоже есть большая тайна и загадка!.....
На сегодняшний день для меня окончательно ясно, что в работе с музыкой и звуком, необходимо прежде всего руководствоваться эстетическими ценностями. Технические же критерии и требования должны играть подчиненную роль, а не наоборот.
Сейчас, сплошь и рядом противоположная ситуация – основная масса специалистов, профессионально работающих со звуком, во главу угла ставит техническое качество и точность, оставляя заботу об эстетических ценностях музыкантам и исполнителям!
Они словно забыли, что субъективное восприятие музыки простым слушателем, для которого кстати они и делают музыку, определяется в первую очередь не техническим уровнем музыкальной информации, а эмоциональным воздействием этой музыки на этого слушателя.
Ну, это их путь! Я же выбрал другой.
…………………………………………………………………………………………………
Все вышесказанное отражает мою философию и подход работе со звуком.
Теперь позвольте немного рассказать о моем «опыте общения» со специалистами от аудио и музыкальными издательствами.
Я уже говорил о некоторых «друзьях (в кавычках)», которые уже не один год «оказывают мне знаки внимания» по причине копирайта.
В принципе не хотел об этом рассказывать, но для понимания ситуации кое – какие детали приоткрыть наверное придется.
… Кратко. Восемь лет назад в Гонконге проводили конкурс работ по реставрации и ремастерингу некоторых архивных записей.
Были представлены работы из Европы, Японии, Штатов, Сингапура, и др.
Получилось так, что выбрали мой вариант.
Затем был еще один конкурс и еще заказ…
… Одним словом, после того как и третий заказ отдали «в Россию», ваш покорный слуга стал врагом номер один для одного крутого звукоинженера, который был главным претендентом на победу в конкурсе.
Через «третьи руки» мне было передано, что моя работа будет преследоваться, поскольку мой аналоговый, ламповый метод работы – это неправильный метод, и моя философия «эмоционального» звука – это неправильная философия, противоречащая постулату High Fidelity.
Понятно, что в лице этого человека я получил идейного противника, который однозначно классифицировал мою философию, как вредную и ошибочную.
Ну и на протяжении всех этих лет, из моей практики выискиваются случаи, которые подходят под «статью» нарушений законов копирайта. ( И поскольку некоторые заказы я выполнял для «пиратов», то основа для преследования понятно есть.)
В принципе, моего «иностранного друга» понять можно!
Когда задето профессиональное самолюбие, да еще так ощутимо – это уже не прощается!
Юрий Егоров.
__________________
Американская демократия не приживается в регионах богатых "Тополем"