Ещё год назад это выглядело как шутка. А сегодня эксперты по доге появляются на экранах американских телевизоров и завоёвывают всё больше поклонников
Как и большинство экзотических способов поддерживать себя в форме, дога (от англ. «dog» — собака — и «yoga») пришла на Запад из далёкой Азии, а именно из Японии. Началось всё с того, что по Интернету разошлись фотографии из класса по доге — тогда всё это выглядело как шутка.
Но сейчас, похоже, шутка превращается в тенденцию. Любители животных быстро подхватили идею — и вот уже на прилавках американских магазинов появляются книги-руководства по доге, а их авторы выступают в утренних теле-шоу.
Концепция этой необычной затеи очень проста. Не подумайте: никто не заставляет несчастных животных закидывать задние лапы за уши и сосредотачиваться до посинения. Все основные тяготы ложатся на их хозяев, хотя, в общем-то, дога не отличается от привычной нам «спортзальной» йоги какими-то особенными изуверствами.
Просто вместе с вами на коврик ложится ваша собака. И во время занятий вам придётся её немного потискать: некоторые упражнения выполняются прямо в обнимку с любимым питомцем. Как уверяют поклонники доги, это вносит в довольно однообразный процесс тренировки своё обаяние — собака не даст вам соскучиться и «согреет» своей энергией и любовью.
При этом степень участия собаки в упражнениях зависит от её размера и характера. Маленьких собачек хозяева сажают себе на ноги, на плечи, поднимают на руках — в общем, используют почти как спортивный инвентарь. Что ни говори, любимая собака приятнее, чем гири или гантели. А вот собаки покрупнее своим хозяевам служат опорой — и в моральном, и в физическом смысле.
– Мы купили недавно собаку! Дорогущая! 3000 рублей отдали!
– А какой породы? Надо же! А наши соседи купили точно такую же, но за 20 тысяч и рады, что дешево…
Итак, почему щенки стоят столько, сколько они стоят? От чего зависит цена щенка?
1. От качества, класса щенка. Все собаки (взрослые) делятся на 3 класса – пет-класс (домашний любимец), брид-класс (собака для разведения), и шоу-класс (собака для выставок). В одном помете могут быть щенки всех трех классов, а могут быть и только пет-класса. Брид-класс рождается реже, а шоу-класс бывает далеко не в каждом помете. Бывает еще племенной брак, но и такие щенки стоят денег, ведь вкладывали в них ровно столько же, сколько в щенков шоу-класса.
Племенной брак – собаки, совсем не соответствующие стандарту своей породы, обладающие явными дисквалифицирующими пороками. Таких щенков продают по себестоимости с условием, что они никогда не будут вязаться и выставляться (чаще всего документы на них не оформляют). Это в том случае, если их не усыпляют в момент рождения. Тут дело не только в том, что бракованный щенок затрат требует таких же, а иногда гораздо больших, чем нормальный, а продается гораздо дешевле. А еще и в том, что дисквалифицирующие пороки (не считая окраса) очень часто связаны со здоровьем щенка и его жизнеспособностью… Ну и, конечно, от появления таких щенков заметно страдает репутация заводчика – поэтому всех щенков, которые в момент рождения имеют признаки брака, большинство заводчиков предпочитает «не оживлять».
2. От пола щенка. В большинстве пород суки стоят дороже кобелей (сука имеет больше возможностей принести хозяину хоть какие-то деньги, а в кобеля чаще всего приходится только вкладывать… Хотя есть кобели, к которым на вязку владельцы сук в очереди строятся. Но таких мало, этот кобель должен быть действительно супер-звездой. А кроме того, хозяин такого кобеля должен очень много сил и средств потратить на его рекламу и зарабатывание всех возможных титулов. Между тем даже самая средняя сука при желании хозяина повяжется и вернет хотя бы маленькую часть денег, в нее вложенных. Хотя недавно в разговоре с приятельницей я услышала фразу, заставившую задуматься: «Родился классный «коммерческий» помет – 6 кобелей!» Видимо, в некоторых случаях все-таки кобели дороже сук.
3. От титулованности родителей. Конечно, титул далеко не всегда говорит о том, что мама и папа являются классными представителями своей породы, но, по крайней мере, о том, что они стандарту этой породы соответствуют, что минимум 6 экспертов считают их достойными, свидетельствует точно. Но для получения титулов надо участвовать в выставках, а это дополнительные затраты.
4. От осложнений при вязке, беременности и родах. Одно дело, когда собачки сами повязались, а потом в нужный момент сука сама родила. И совсем другое, когда пришлось вызывать инструктора по вязкам, потом был токсикоз и прочие осложнения, а потом кесарево сечение, в результате которого родился один слабенький щенок, которого пришлось выкармливать искусственно. Услуги инструктора по вязкам и ветеринара сейчас очень недешевы, а про препараты и искусственное сучье молоко вообще говорить не приходится.
5. От количества щенков в помете. Затраты на поездку к «жениху», на инструктора по вязкам, на саму вязку, на вынашивание и роды одинаковые при любом количестве щенков. Следовательно – чем меньше щенков в помете, тем дороже каждый из них, себестоимость каждого щенка возрастает. Кроме того, у хозяев суки меньше волнений по поводу того, что щенки не продадутся, – гораздо проще представить, что у тебя стало на 1-2 собачки больше, чем на 10-12…
6. От цены за вязку, была ли вязка выездная или местная. Щенки от варианта «повязались под щенка» или «чтобы мальчику удовольствие доставить» в соседнем дворе по себестоимости получаются заметно дешевле щенков, полученных в результате поездки к супер-кобелю (владельцы которого хотят за вязку супер-цену) на край света.
7. От сложившихся цен и покупательской способности в регионе. Щенок, который в Москве стоит 700-800 евро, в провинции может быть продан за 400, а, например, в Белоруссии и за 250-300 евро.
8. От того, насколько крупный и знаменитый питомник продает щенков. Понятно, что если питомник крупный, то и возможностей ожидать «своего» человека для каждого щенка у него больше, чем у человека, который один единственный раз свою собаку повязал и весь помет дома выращивает. Кроме того, питомник обычно становится известным тогда, когда щенки, в нем рожденные, начинают на выставках выигрывать. А это значит правильный подбор пар, правильное выращивание, воспитание и т.д. То есть это хоть какое-то обещание качества (гарантий быть не может). А за качество надо платить… Кроме того, чтобы питомник стал известным, надо очень много работать и очень много сил и средств вкладывать – почему это не должно оплачиваться?
9. От того, в моде ли сейчас данная порода. Щенок модной породы продастся в любом случае, даже если будет не очень хорош по внешности и психике. Хотя все относительно – я видела таксу (которые нынче совсем не в моде и коммерческой породой не являются) за 3500 евро и йорка за 300 евро…
10. От возраста щенков. Чем раньше щенок найдет своего хозяина, тем меньше хозяин суки успеет на него потратить. И, чем младше щенок, тем меньше вероятность разглядеть, что он будет представлять собой, когда вырастет. Логично предположить, что, чем младше щенок, тем дешевле он стоит. Но тут парадокс – подросшего щенка иногда отдают совсем дешево или даже бесплатно – лишь бы забрали. Заводчик, особенно неопытный, очень боится, что если щенка прямо сейчас не заберут, то он останется навсегда. Кроме того, те, кто приобретает первую в жизни собаку и приобретает ее «на диван», предпочитает брать совсем маленьких щенков, «чтобы был только моим, собственноручно выращенным». Опытные собачники, особенно приобретающие собаку для выставки, предпочитают взять подростка. Поэтому по данному пункту цена щенка очень зависит от опытности и профессионализма продавца – если это первый реализуемый помет, то, чем щенок старше, тем он дешевле, если заводчик – профессионал, то наоборот.
11. От личности покупателя. Заводчик – продавец щенков – тоже человек. И любой нормальный заводчик заинтересован в том, чтобы щенки его разведения нашли себе хороших хозяев и были счастливы. И симпатичному себе человеку заводчик вполне может несколько снизить цену. А несимпатичному – наоборот, назовет такую, чтобы желание покупать отпало!
12. От добросовестности заводчика. Хороший корм, витамины, игрушки, ветеринарное обслуживание стоит денег. Плохой корм тоже стоит, но значительно меньше. Чем больше заводчик потратит – тем больше будет себестоимость щенков и тем дороже их придется продавать (вы же не можете настаивать, чтобы заводчик вам свои деньги подарил!).
Соглашусь, что некоторые щенки не стоят тех денег, за которые их продают, сразу вспоминается поговорка: «На рынке два дурака – один продает, второй покупает». Не подходит по каким-то причинам цена щенка – ищите дешевле или копите деньги.
А еще стоит задуматься о том, что цена за щенка – это самая маленькая из затрат, связанных с появлением собаки в доме. И если у вас нет денег на щенка, то когда-то может не оказаться на качественный корм, игрушки или, не дай бог, ветеринара… Может быть, лучше пока не заводить собаку?
Представьте, что после долгих споров и разногласий с близкими вы все же решились завести собаку. При этом вы мечтаете, чтобы она помещалась в вашу сумочку, ваш муж - чтобы громко не лаяла, а дети заявляют, что хотят что-то «белое и пушистое». В обычной ситуации количество требований поставило бы в тупик. Но вы берете и идете к «дизайнеру», который создает вам собаку вашей мечты. Фантастика? Отнюдь.
Насколько далеко заходят генетические эксперименты ученых, проводящиеся в секретных лабораториях, известно лишь избранным. Широкую общественность о степени развития современной науки информируют осторожно: сенсационные заявления ученых неоднозначно будоражат умы обывателей, достаточно вспомнить начало эры клонирования. И все же ученые-генетики недавно открыли один из своих секретов: удивлять людей скоро смогут декоративные собаки, созданные на заказ.
О том, что в ближайшем будущем можно будет заказать собаку, обладающую нужным вам цветом, размером и даже характером, сообщает научный журнал New Scientist, опубликовавший откровения профессора Илэйн Острэндер. Как рассказала Илэйн, являющаяся сотрудником американского Национального исследовательского института генома человека (National Human Genome Research Institute), анализируя геном собаки, ученые обнаружили собрание генов, отвечающих за цвет шерсти, размер и определенный набор врожденных болезней.
Все это дает основания полагать, что полученные знания могут привести к новой услуге генной инженерии, которая наверняка будет пользоваться популярностью у гламурных собачников. Играя с природой, ученые смогли бы создавать четвероногих друзей на заказ - с такими параметрами, какие задаст сам покупатель.
Как подчеркивает профессор Острэндер, данная услуга пока находится лишь в теории, а одним из самых главных препятствий к ее появлению на рынке может стать этический аспект. Впрочем, как показывает практика, вопросы этики не сильно останавливают сторонников прогресса, особенно если на их разработки имеется спрос. А в спросе на дизайнерских собачек, способных стать новым must-have среди мировой элиты, можно не сомневаться.