В дотранзисторную эпоху, когда электронная аппаратура была только ламповая, в звуковой технике анодное напряжение не стабилизировали, потому что лампы не боятся даже значительных перепадов напряжения, и всё ограничивалось (и до сих пор ограничивается) лишь фильтрацией фона 50 Гц (60Гц) или 100Гц (120Гц). Но в высокоточной аппаратуре, измерительной технике и т.п. стабилизаторы уже были нужны, но не потому, что лампы выходили из строя при скачках напряжения, а потому, что нестабилизированное напряжение сказывалось на стабильности и как следствие на точности измерений.
Первые полупроводниковые приборы - транзисторы, диоды и т.п. - были германиевыми и были крайне нежными, нетермостойкими - выходили из строя даже при пайке, не терпели перепадов питающего напряжения, которое приводило к изменению режима работы и перегреву. При питании транзисторных приборов от батареек не вызывало проблем, но при питании от сети переменного напряжения уже потребовались схемы стабилизаторов напряжения. Когда германий вытиснился более термостойким кремнием, стабилизатор напряжения так и остался в транзисторной схемотехнике "по привычке", хотя если современные микросхемы питать нестабилизированным напряжением, то ничего катастрофического не произойдет. Например, аудио микросхема opa (2)134:
терпит колебания напряжения от +\-2.5 вольт до +\- 18 вольт и спокойно будет работать вообще без стабилизатора при условии, что емкость конденсатора фильтра будет достаточной, чтобы сгладить пульсации 50Гц\100Гц. Учитывая, что каскады усиления работают в режиме АВ (на это указывает двуполярное питание), то чувствительность к пульсациям уже сама по себе низкая на схемотехническом уровне. Поэтому стабилизаторы в транзисторной слаботочной аудио технике выполняют скорее защитную функцию, повышают отказоустойчивость устройств.
В усилителях мощности выходные каскады транзисторных усилителей питаются нестабилизированным напряжением, а входные цепи, предусилители, корректоры - стабилизированным, но не для того, чтобы термостабилизировать транзисторы, а для того, чтобы в режиме А максимально снизить фон питающей сети (50 Гц и 100Гц). Если эти узлы в режиме АВ, то и стабилизатор в целом не нужен - достаточно развязывающего фильтра.
Стабилизаторы бывают параметрическими (линейными, непрерывными), импульсными, компенсационными. Вот самый базовый - параметрический на микросхеме TL431:
При необходимости добавляют более мощные регулирующие элементы, если нужно обеспечить бОльший ток потребления:
или так, где вместо микросхемы TL431 обычный стабилитрон:
Заметили, что во всех случаях имеют место усилительные элементы, охваченные обратной связью, что, конечно, сказывается на разрешающей способности устройства и его итогового звука. Даже малошумящие линейные стабилизаторы шумят и привносят свой спектр в слышимый диапазон частот. Это хорошо видно на спектрометре. Более того, как и любой усилитель, стабилизаторы могут самовозбуждаться и тогда в питающем напряжении появится еще и какое-нибудь пилообразное напряжение, как например у TL431, если емкость на её выходе будет 0,02 мкФ или 0,1 мкФ или 1 мкФ, что легко может произойти из-за неверного монтажа:
Вывод: так как аудио сигнал не является прецизионным и\или детерминированным, то самый лучший стабилизатор для аудио - это его отсутствие, при условии, что фильтр блока питания рассчитан верно и выполнен на качественных деталях. Если стабилизаторы все же нужны из соображений отказоустойчивости изделий, то меньшее влияние на звук окажет самый простой параметрический стабилизатор на стабилитроне и балластном резисторе, который конечно будет "петь" по-своему, но не так сухо и нервно, как кремниевый транзистор.
Последний раз редактировалось shurik_pronkin; Сегодня в 17:19.