История одного диска. (Автор наш форумчанин sr desinger Санкт-Петербург)
История одного диска.
Сегодня я купил диск. Виниловый. Вернее даже два.
Я поставил диск перед собой напротив и стал смотреть на него. Не ставя на вертушку. Это было не нужно.
Я знал его наизусть. Количество песен на каждой стороне, название каждой песни, имя солиста и каждого музыканта.
Знал, как звучит каждая нота, что последует по окончании одной песни, как она перетечет в другую…
Я просто вспоминал.
Вспоминал 1985 год, когда началась эта история.
Она уже стала историей.
Просто сегодня в ней была поставлена точка. Или многоточие. Время покажет.
А началась она действительно в 1985 году. У меня тогда был катушечный магнитофон «Дайна». Или «Нота».
Уже не помню точно. Но точно катушечный. И я покупал к нему ленту. Лента была, как и новая, так и б/у.
Новая продавалась в радиотоварах и называлась «Свема» и «Славич», а иногда «BASF», цена, на которую была в три раза выше и у старшеклассника таких денег, как правило, не было.
А лента б/у была в комиссионных магазинах. Один из них был на Гражданском проспекте в Питере (тогда Ленинграде).
Там стояли два высотных (по питерским меркам) «дома-трехлистника» (на пересечении Гражданского пр. и Северного пр.) Они и сейчас там стоят. Правда, комиссионки так, конечно, уже давно нету. Это была ближайшая комиссионка от моего дома. Там были магнитофоны и ещё много чего, того, что просто не запомнилось за давностью лет.
Так вот о ленте. б/у была даже зачастую привлекательнее новой по следующим причинам:
1. Она была дешевле новой как минимум раза в два.
2. Катушки почти всегда были с записями
(или мне просто везло, но записи всегда были отменного качества – стерео на 19,5 см/с).
И записи эти были из тех, что никогда не транслировала передача «Ваш магнитофон на частоте четыре целых, сорок четыре сотых герца»….
Там были UFO, Pink Floyd, Smokie и даже, страшно сказать, третья волна эмиграции (естественно подписей на таких катушках не было)…
И одним из самого интересного в таком приобретении было первое прослушивание таких лент с записями.
Вобщем в очередном приобретений б/у лент (а они продавались обычно наборами по 3-5-10 катушек, я брал только по 525-тиметровые) мне досталась вот такая бобина:
Надпись на ней ровным счетом мне не о чем не говорила.
Лента была извлечена, установлена, заправлена и запущена.
Первые звуки …….. это живой концерт. Далее…. Это концерт HMR-команды. Вот пожалуй и все впечетление на первый раз. Потом был второй, третий, десятый. Там был драйв (такого слова тогда ещё не было, но драйв уже был), энергетика, запал, волна, обратная положительная связь с залом, которая заводила и раскачивала…. Это был КАЙФ (А вот это слово тогда уже было!).
Кто это и что это было совершенно неизвестно.
Интернетов тогда ещё не изобрели. А если и изобрели, то об этом никто ещё не знал. Пресса тоже не баловала новостями и обзорами новинок тяжелой музыки, кроме статей, разоблачающих тяжелый рок, и приводя его в качестве примеров, способствующих увеличению преступлений насильственного характера среди молодежи и неблагополучных подростков.
Ну знали конечно KIZZ и AС/DC, о чем радостно сообщали на стенах гаражей огромные буквы. Остальное как-то особо не рекламировалось.
Это через 3-4 года среди шипованной молодежи стало фишкой – померяться знанием большего количества HMR-групп, и назвавший менее двадцати, подвергался остракизму и насильственному лишению первичных металлических признаком (т.е. п…….лям с последующим снятием браслетов с шипами, перчаток с заклепками и т.д.)
Но мы ушли в сторону. Запись была проиграна много-много раз, переписана на кассеты и другие ленты товарищам, вызывала восторг и восхищения. Сосед помогал с информацией. Его старший брат уже закончил Макаровку и «ходил», привозя по молодости пока не Шарпы и видаки, а музыкальные журналы с постерами (один двухсторонний постер (POSTER!) формата А3 за 8-10 руб – помните?) Мы уже знали имена исполнителей, названия дисков и другие интересные вещи.
О таком, что все это возможно увидеть и услышать вживую, даже не мечталось т.к. это было даже теоретически непонятно, как…
А увлечение давало свои плоды. Появлялись единомышленники, источники записей, соответственно новые записи, новые фото.
И тут ещё началось, то, что назвали перестройкой, ускорением и гласностью. Что это такое было, непонятно, но положительным моментом, несомненно, стало появление в прессе и СМИ информации о тяжелой музыке не только в качестве отрицательного примера. Что-то, тужась, выдавал журнал «Юность» (Я сейчас только об официальных источниках. Неофициальные оставим за рамками нашего рассказа или вынесем отдельным мемуаром.) И тут, как не странно, более интересными оказались не центральные издания. До сих пор помню интереснейший журнал (правда вообще не помню названия – то ли «Рабочая молодежь» то ли приложение к чему-то в виде этого журнала. Но слово «рабочая» там точно присутствовало). Издавался, кажется то ли в Белоруссии то ли ещё в какой-то республике, но т.к. каталог подписки Союзпечати был единым на весь СССР, то подписка оформлялась без проблем. Журнал отличался интереснейшими рассказами о неформальной молодежи и обложками для кассет на последней странице обложки, которые можно было просто вырезать и вставить в кассету (Да как же он назывался то, госсподи ?!!!). Например там впервые была опубликована повесть «Авария – дочь мента», по которой лет через 5-6 сняли кино… Ну и так далее…
А потом наступил катарсис. 87 или 88 год…. Пришла весть, что в СССР приезжает с концертами группа SCORPIONS. Вот так вот просто… С концертами… В Москву и в Ленинград… по десять концертов в каждом городе. Нет, ну сладкоголосые итальянцы к этому времени уже вошли в добрую традицию и раз в два-три месяца какой-нибудь Пуппо или Тото Кутунью при полных залах радовали народ «ритмами итальянской эстрады» (правда Челентано так и не приехал, а мы ждали…. очень ждали). Но вот чтобы SCORPIONS…. Это было что-то из области высадки инопланетян в деревне Клюевке….
Когда мозг переварил новость и осознал её реальность (это было месяца за 2-3 до концертов), в нем отчетливо прозвучала мысль – БИЛЕТЫ ПРОСТО ТАК НЕ КУПИТЬ!!! И потом вторая мысль – ОНИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ КУПЛЕНЫ!!!
А как тогда покупались билеты туда, куда все хотели пойти? Ну понятно, что за деньги. Но это были какие-то символические деньги. Дело было не в деньгах. Ключевое слово было не «за сколько», а «где и как». Правильно – не в кассе. Ну то есть теоретически в кассах они наверное появлялись, но куда и когда девались никто не знал (или делал вид, что не знал). А ещё они распределялись по предприятиям (всех итальянцев я именно так и повидал), покупались у спекулянтов (по младости лет я не был знаком с этим славным сословием) и (барабанная тушь!!!) Правильно! Продавались в кассах ветеранам и участникам. На металлический концерт! Ветеранам! И таких билетов вагон и маленькая тележка в наличии! Именно это мы с товарищем и выяснили, наивно явившись в СКК и возжелав купить парочку билетов на концерт SCORPIONS. Выяснив этот факт, охренев от таких льгот и все же уточнив, что на одно удостоверение дается один билет и для этого надо придти ветерану с этим удостоверение в кассу лично, мы задумались….
Как-то так вышло, что среди наших родственников вышеуказанных льготников не наблюдалось. Ни в какой категории. Задумчивые мы брели от касс СКК им. Ленина через Парк Победы к одноименному метро. Точно помню, что была ранняя весна – солнце, тающий снег, уже чистые аллеи и скамейки и ………. И сидящие на этих скамейках, греющиеся на солнце БАБУШКИ И ДЕДУШКИ….. На них то и сфокусировался задумчивый взгляд…. «А знаешь» - сказал не помню кто из нас – «ведь среди них наверняка есть ветераны…»
Нам повезло, кажется на четвертой паре (одни были не льготники, вторые не взяли с собой удостоверения, третьим мы просто не понравились). Пара милых пенсионеров прогулялась с нами до касс, по дороге поинтересовавшись, что это такое за концерт и с чем это едят, и мы стали обладателями пары билетов НА КОНЦЕРТ ГРУППЫ SCORPIONS.
В голове была какая-то нереальность происходящего… Почему-то вертелась мысль, что это не тот SCORPIONS, что будет что-то совсем непохожее тому, что было давно выучено наизусть на ленте и прочие подобные версии.
И это ощущение продолжалось ровно до того момента, пока мы с огромной толпой не пришли в СКК, не увидели СТОЯЧИЙ ПАРТЕР (это было тогда просто нереально!!!) и немедленно не рванули в него, забыв о своих местах. До того момента, пока в первом отделении не отыграла какая-то польская группа на разогреве, название которой начисто выветрилось из головы. До того момента, пока после антракта не погас свет, не засветилась сцена и партер загудел. Именно загудел; ни захлопал, ни заорал, а загудел на нескольких переменных нотах, и в ответ из динамиков раздались те же самые, знакомые до последних нот звуки гитарных риффов, с которых начиналась та самая лента.
ЭТО БЫЛА ТА САМАЯ ПРОГРАММА! В том же составе, в том же порядке песен с незначительными вариациями. Из концертного мирового тура WWL.
О! Как мы тогда орали! Орали просто от восторга. Орали подпевая. От полноты ощущений, от осознания того, что мы присутствуем на этом концерте, что мы вживую слышим и видим то, о чем даже мечтать было нереально. К концу концерта мы охрипли. А на следующий день впервые в жизни потеряли голоса…и в течение следующих нескольких дней говорить могли только сиплым шепотом… Но нам было все равно. Мы были на этом концерте!
А потом, не помню по каким причинам, но десять московских концертов были отменены (кажется (но за давность лет не уверен) в Москве не смогли (не захотели?) организовать стоячий партер, а это было обязательным условием группы, на что наши положили, а Скорпы положили на наших и у них оказался больше и толще….. контракт) Итогом этого было десять дополнительных концертов в Ленинграде и билетов вдруг стало навалом потому что все кто хотел уже купили, но, тем не менее все дополнительные концерты прошли также при полных залах.
Я был ещё на трех. На одном из них уютно устроившись на центральной трибуне с одолженным у одноклассника японским кассетничком со встроенным микрофоном (тогда вам не сейчас) и аккуратно записав, насколько позволяло качество, весь концерт на полторы кассеты.
Один из этих трех был последним. Он был минут на 30 длиннее.
А потом…. потом был «ветер перемен…» и все остальное. Потом прошло время и мы стали взрослее. А бобина осталась. Заезженная, с провалами, склеенная. Но та самая. Потом, уже в 90-х я увидел видео и купил его. Это видео того самого мирового тура.
Даже посмотрел его пару раз. И …. Никаких особых чувств. Прошло…
А вчера Я приобрел диск. Виниловый. Вернее даже два. Я поставил диск перед собой напротив и стал смотреть на него. Не ставя на вертушку.
Развернул плакат-вкладку к диску.
И вспомнил все это. И кажется понял, зачем купил его. Потому что все написанное выше, это лишь небольшая часть воспоминаний, каждый вспомнившийся факт из которых тащит за собой на поверхность ещё и ещё. И это уже не относится ни концерту, ни к ленте, ни к музыке. Это относится к молодости. К тем нам, которыми мы были когда-то. Ну вы понимаете о чем я :-)
И этот диск – он как бы поставил логическую точку в этой истории. Она завершилась тем, чем началась – музыкой. Мировое турне закончилось, хотя на плакате и не значились концерты в СССР...
Хотя нет! Я думаю, что на диске должны быть настоящие автографы!
И если Скорпы приедут снова, то я, пожалуй, попробую воплотить эту идею в реальность. И попрошу, чтобы эту точку поставил сам Клаус Мэйн. Ну или Шенкер в крайнем случае – все-таки это его группа.
Вы только что прочитали кусочек из моих будущих бессмертных мемуаров
-sr desinger-
__________________ О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас. А те, кто лучше нас, им просто не до нас. --Омар Хайям
Обновления по запросу — на Я.Ди. «Мэйл-облако» для тех, кто помогает нашему интернет-проекту, и для тех, кто хотел бы это делать, но пока не знает, как.
Помогая форуму ВТО, вы прежде всего помогаете себе! А не делаете что-то абстрактное для «других», совершенно незнакомых и безразличных вам людей.