Аннуцио Паоло Мантовани
Удивительно тонкий музыкант, скрипач, композитор, дирижер и аранжировщик, создавший свой действительно уникальный стиль в музыке, Аннунцио Паоло Мантовани (Annunzio Paolo Mantovani), или Монти, как его называли близкие и друзья, родился в Венеции 15 ноября 1905 года. Его отца, блестящего скрипача, игравшего в Театре Ла Скала под руководством Артуро Тосканини, пригласили работать в Ковент-Гарден, и вся семья в 1912 году переехала в Англию, которая навсегда стала их домом.
Конечно, отец с детства обучал Монти музыке – игре на фортепиано и основам теории. В 14 лет мальчик решил последовать по стопам отца и начал играть на скрипке, со всей свойственной его натуре страстностью отдавая себя работе с инструментом. Он быстро добился действительно феноменальных результатов. Уже с 17 лет он стал активно выступать как профессиональный музыкант, то путешествуя с оркестрами по всей стране, то концертируя в отелях Лондона, куда в то время стекалась самая модная и искушенная публика в поисках более легкой, неформальной и развлекательной музыки, чем в концертных залах. Монти быстро зарекомендовал себя и в качестве блестящего исполнителя, и солиста, и дирижера. Особенно успешны были его выступления в 1925 году с оркестром "Hotel Metropole Orchestra".
Однако были и более серьезные почитатели его таланта скрипача, которые пытались убедить его выбрать карьеру классического исполнителя. Несколько виртуозных сольных выступлений, которые дал Мантовани в 1930 и 1931 годах, включая сложнейший «Концерт для скрипки Cи минор» Сен-Санса, заслужили крайне благоприятные отзывы критиков и открыли для молодого скрипача самые радужные перспективы.
Однако шли годы Великой депрессии, и Мантовани принял, по его словам, самое тяжелое решение в своей жизни. Он все-таки рискнул отказаться от классической концертной карьеры и вместо этого организовал свой собственный небольшой оркестр – "Tipica Orchestra", который быстро подтвердил правильность принятого решения. Активно выступая и не менее активно делая записи с лейблом "Columbia", в период с 1930 по 1936 годы Монти сделал себе имя не только в Англии, но и в Штатах, где его композиции, такие как “Red Sails in the Sunset”, “Serenade to the Night” и многие-многие другие, мгновенно становились хитами и распродавались огромными тиражами. Имя Мантовани стало настоящим брендом, и "Columbia" вскоре изменила на пластинках название оркестра на “Mantovani & His Orchestra”.
В тот же период, в 1934 году Монти обзавелся семьей: его жена, Уинфред Мосс (Winifred Moss), стала для него настоящим подарком судьбы. Ее необыкновенно чуткий характер, ум, искренняя любовь и забота создали для него совершенно особый мир, в котором он всегда находил поддержку своим идеям и силы для своего развития и творческого поиска. А поиск этот не останавливался никогда.
Во время войны оркестр Мантовани неизбежно распался. Монти работал музыкальным директором в различных театральных постановках, а после войны, хотя и играл с разными оркестрами, все больше времени стал уделять студийным записям. Он начал успешно сотрудничать с лейблом "Decca" – и оставался верен ему в течение последующих 33 лет.
И все-таки главная амбиция Мантовани оставалась нереализованной. Это была мечта о действительно большом оркестре, с ядром из 28 струнных инструментов, для которого он мог бы писать и создавать аранжировки, действительно выражающие его истинные музыкальные вкусы и устремления. И в 1952 году Монти рискует еще раз – он собирает оркестр своей мечты. В качестве аранжировщика он приглашает Рональда Бигна (Ronald Binge), который когда-то был аккордеонистом в "Tipica Orchestra". Вместе они пытаются найти особое, уникальное звучание, которое навсегда смогло бы выделить их оркестр из всех подобных. И им это удается просто фантастически – они создают то, что сейчас называют «звуком Мантовани». Фактически, это был просто эксперимент – намеренное увеличение, легкое растягивание момента «разрешения» струнных звуков в момент перехода от одного к другому, однако эффект получился поистине волшебный.
Этот звук казался настолько удивительным и необычным, что, как рассказывают, один голландский импресарио, пригласивший оркестр Мантовани на гастроли, написал в телеграмме: «И не забудьте привезти вашу машину со звуковым спецэффектом». Как бы по-разному ни характеризовали этот звук: и «каскадный», и «струящийся», и «льющийся», и «падающий» – именно он навсегда стал фирменным знаком Мантовани. А фирменной мелодией, которую выбрал для своего оркестра Мантовани – и самой первой и успешной записью, где этот звук был запечатлен, стала “Charmaine”. В Штатах эта пластинка была продана милионным тиражом – что по тем временам было немыслимой цифрой. Затем последовали новые хиты – "Greensleeves", "Diane", "Moulin Rouge", "Swedish Rhapsody", "Moon River", "Exodus", а также собственная композиция Мантовани, "Cara Mia".
Создание уникальной манеры Мантовани стало своего рода кульминацией развития жанра «легкой оркестровой музыки». Она казалась настолько простой и понятной, и в то же время настолько светлой, трогательной и эмоциональной, что ее многие пытались копировать, а в кинематографе именно благодаря ей музыка стала полноправным действующим лицом, вызывающим и слезы, и радость зрителей.
Удивительно, но за все годы бурно сменяющих друг друга музыкальных стилей, моды и жанров Мантовани всегда оставался верен себе и своим стандартам исполнения. Чтобы не идти на компромиссы с продюсерами, требовавшими от него изменять свой стиль в угоду требованиям времени – то рок-н-роллу, то поп-музыке, в какой-то момент Монти сам начал выбирать, что записывать и как: он сам стал продюсировать свои записи, и это вновь принесло успех и ему, и его лейблу. Благодарные слушатели продолжали покупать записи Мантовани во всем мире – и новые пластинки, и переизданные старые, и оригинальные музыку из кинофильмов, и его обработки популярных мелодий.
И после своей смерти в 1980 году Мантовани остался легендой. В его библиотеке были найдены новые аранжировки, его почитатели и коллеги вновь собрали оркестр "Mantovani Orchestra", посвященный его памяти, а его удивительная струящаяся светлая музыка продолжает жить на старых кинолентах и пластинках – "Charmaine", "Film Encores", "Continental Encores", "Strauss Waltzes", "Gems Forever", "The Incomparable Mantovani", "Mr. Music", "Mantovani Magic", "Italia Mia", "Mantovani Memories", "In Concert", "Mantovani's Golden Hits" и многих других.