"Cyborg" - Это второй по счету сольный альбом Клауса шульце и уникальный в своём роде.Этот альбом - вершина экспериментальной эры Клауса. Гудящий, давящий на разум своей неповторимой атмосферой звук этого альбома просто поражает. При прослушивании альбома прочувтствываешь атмосферу мрачного технологического будущего. Похожие ощущения получаешь при прочтении фантастических романов Филипа Дика.Но перейдем к альбому.
А в нем целых четыре композиции, и каждая длится примерно по 25 минут и вошли они в две пластинки.
Первая вещь, "Synphara". Орган Farfisa преобладает в этой композиции, а своеобразный ритм заниает синтезатор VCS3. Настроение этой вещи довольно темное, даже похоронное. Однако, звучание органа очень похоже на большие органы с трубами, которые используют в церквях. Хоть и особых изменений не наблюдается за все время прослушивания, но есть очень захватывающие моменты, на которые стоит обратить внимание.
Вторая по счету, "Conphara". Эта часть моя самая любимая из альбома. Эта почти 26-минутная композиция начинается с хаотичных дроуновых звуков, звучащих, как тревога сирены. Основой становится плотный бас, затем "тревога сирены" исчезает и появляется искаженный оркестр, который звучит драматично, но и в тоже время, мечтательно. А в конце оркестр исчезает, остаются одни флейты и гудящая основная часть, следом флейты уходят и остаются только жужжащие импульсы, которые вскоре тоже уходят. так заканчивается первая пластинка.
Второй винил начинается с "Chromengel"(Это игра слов, переводится как "Хромовый Ангел"). В этой композиции основой служит оркестр, а в пространстве играют различные звуки, очень похожие на полет чего-то (или кого-то?), мощные ураганы, и эти звуки сделаны с помощью VCS3. Эта часть сохраняет настроение до изменения в конце. На протяжении последних шести минут оркестр отсутствует и слышны только звуки, извлекаемые ранее и опыты с белым шумом, чем-то схоже с шумом моря.
Последняя композиция, наиболее экспериментальная, "Neuronengesang"("Песнь мозга"?). На протяжении 25 минут темные гудящие звуки будто дрейфуют в потоке звучащего органа Farfisa. Острые синтетические всплески разметают на части все звучание, будто кто-то проводит лазером по чему-то. Есть моменты, когда на некоторое время становится спокойно, но по большей части, композицию пронизывают эти гудящие пульсирующие сигналы, не давая расслабится ни на минуту. Удивительная атмосфера. Можно провести параллель с довольно похожей композицией "Nebilious Dawn" Tangerine Dream из альбома "Zeit" (1972). Оба трека имеют ту же пульсирующую гудящую основу.
"Cyborg", несомненно, обошел время, и хоть он выпущен в 1973 году, все же до сих пор считается шедевром. После этого альбома Шульце не остановился. Он написал и другие эпохальные альбомы: "Picture Music", "Timewind", "Moondawn" и т.д., но такого как "Cyborg", он уже больше не сделает. И не нужно. Такие шедевры дожны быть в единичном экземпляре, иначе будут приедаться.