Norman Jeffrey Healey
(25.03.1966 - 02.03.2008)
2 марта 2008 г. в больнице Торонто скончался Jeff Healey. Ему был 41 год. Перед смертью Healey успел записать блюз-роковый альбом «Mess of Blues». Последний раз Jeff Healey появился на публике 2 февраля, до последней возможности он вёл передачи на радио, посвященные джазу, используя личную коллекцию, насчитывающую более 30 тысяч грампластинок.
Уникальный блюзовый гитарист Джефф Хили (Norman Jeffrey Healey) родился 25 марта 1966 в Торонто.
«Я родился с диагнозом: «рак глазных яблок». Если бы его не лечили, со временем он распространился бы на мозг. В год я уже ничего не видел. Глаза спасти не удалось, и мне сделали искусственные». С такой жутковатой истории начинается биография Джеффа Хили (Jeff Healey), приёмного сына состоятельных родителей, слепого гитариста, чье инструментальное мастерство вызывает легкий шок. Неординарность Джеффа Хили проявляется не только в преодолении трагического недуга, не только в мощном исполнительском таланте и оригинальных интерпретациях блюз-рока, но даже в том, как он обращался с гитарой. Свою первую гитару Джефф получил в подарок на Рождество, когда ему не было и трех лет. Уже тогда он понял, что полноценно играть теми «стандартными» гитарными приемами, которые используют другие, ему не суждено. Хили стал экспериментировать и быстро понял, что удобнее всего играть получается, положив корпус гитары на колени. Свой «Fender Stratocaster», настроенный особенным образом, он укладывает поудобнее и играет сидя на стуле, демонстрируя такую эластичность и своеобразие звукоизвлечения, о которых большинству его коллег остается только мечтать.
Так выработалась с годами уникальная техника Хили, известная поклонникам блюза и рока во всем мире — «стратокастер» музыканта во время исполнения на коленях.
Уже к шести годам Хили выступал перед публикой, исполняя песни всевозможных стилей и аккомпанируя себе столь необычным способом. К подростковому возрасту, он сменил уже несколько групп разных стилей. К 14-ти годам Джефф Хили активно сотрудничал с «Канадской Радиокорпорацией». Он создавал радиопередачи, посвященные классическому джазу, фанатичное увлечение которым началось у Хили в раннем возрасте. В начальных классах школы он принялся собирать коллекцию джазовых граммофонных пластинок на 78 оборотов.
Недолгое время Джефф проучился музыке в колледже (менее года), посвящая главное время работе в клубах и самостоятельному освоению музыкальной теории.
В середине 80-х случился эпизод, определивший его последующую феноменальную карьеру. Уже тогда Хили был известен как блистательный участник блюзовых джемов в клубах Торонто. Во время гастролей там Элберта Коллинза один из знакомых знаменитого блюзмена уговорил его позволить местному юноше поимпровизировать с маэстро. Коллинз согласился и был потрясен игрой Джеффа. Впоследствии такое же впечатление Хили произвел на Стиви Рэя Воэна (Stevie Ray Vaughan) и Би Би Кинга. Спустя пару лет не без содействия Коллинза, Джефф объездил с концертами США, познакомился с важными в шоу-бизнесе людьми.
Это привело в конце 80-х к контракту с крупной фирмой «Arista Records». К тому времени Хили уже несколько лет выступал в сопровождении двух музыкантов, которые оставались его верными спутниками в бизнесе. Бывший архитектор Том Стифен, ставший барабанщиком The Jeff Healey Band, и бас-гитарст Джо Рокман, к моменту знакомства с Джеффом в середине 80-х — концертный ветеран, пианист и гитарист с классическим образованием.
Начиная с 1988 события стали стремительно развиваться. На «Arista Records» выходит дебютный альбом «See The Light»,
содержавший оригинальные песни, а также вещи ZZ Top и Freddie King. Две оригинальны композиции попали в чарты — «Confidence Man» и «Angel Eyes». Вторая - на пятое место в Billboard Hot 100. Громкий успех повлёк приглашение Джеффа в самые популярные общенациональные телешоу США Late Night with David Letterman и The Tonight Show with Johnny Carson, в результате о нём узнала вся Америка. “See The Light” получил платиновый сертификат - в США он разошелся миллионным тиражом - и номинировался на Грэмми в категории «Лучший инструментал», вместе с Сантаной, за композицию «Hideaway».
В этом же году Джефф Хили снялся и записал звуковую дорожку в фильме с участием Патрика Суэйзи (Patrick Swayze) «Road House». Саундтрек выпущен в виде отдельного диска в 1989.
Джефф Хили и Ко исполнили роли самих себя, то есть группу, играющую по ночам в клубе с сомнительной публикой. Надо признать, что тяжелый блюз, очень эмоционально и драйвово исполненный Джеффом, как нельзя лучше подходил к эффектным "разборкам", с завидной регулярностью происходящим в заведении.
По словам самого Хили, последовавшие три года пронеслись вихрем – безостановоч-ные гастроли, ТВ и радио интервью, участие в фестивалях, ток-шоу. Три относительно спокойных месяца в тот период ушли на запись второго альбома 1990 - «Hell To Pay» с участием суперзвезд рока (Mark Knopfler, Paul Shaffer, Bobby Whitlock, George Harrison). Диск получил статус «золотого» в Штатах, в мире в тот год было продано два миллиона копий.
В 1991 Хили основал компанию звукозаписи (сейчас называется Forte Records and Productions), он записывает на ней начинающих артистов по собственному вкусу. В 1992 выпускает свой третий CD «Feel This», рекламировать который он отправляется в совместные гастроли с Бон Джови (Jon Bon Jovi). Диск содержал блюз, рок, баллады в традиционном американском стиле, а также элементы рэпа.
Возвращение к блюзовым корням наметилось с 1994 года, когда Хили выступил в известном в Оттаве музыкальном клубе At Grossman's Tavern, где начиналась его профессиональная карьера, с программой, состоящей лишь из блюзовых стандартов. С этого момента они превалировали в репертуаре музыканта.
В 1995 году он выпускает альбом “Cover to Cover”, отражающий увлечение чистым блюзом и брит-роком 60-х. Что интересно, европейское издание компакт-диска содержит на четыре вещи больше, нежели американское: обычно бывает наоборот. Сами музыканты назвали этот альбом "возвращением к своим корням", и возразить против этого нечего. "Cover to cover" принес группе несколько наград, в том числе и две номинации Grammy: приятно, что все же иногда награды получают те, кто их действительно достоин.

1995 год стал переломным в судьбе Джеффа Хили. Истекает срок контракта на выпуск дисков с Arista. У него рождается дочь, музыкант решает на время прервать бурную профессиональную деятельность и совершенно исчезает из видимости прессы и широкой публики. The Jeff Healey Band просуществовал к тому сроку уже 12 лет, его лидер попробовал в шоу-бизнесе всего — большого успеха, больших денег, славы, пристрастия к наркотикам, посчитал, что в этой профессии он прошел полный круг. Почти 5 лет Джефф Хили не вел активной гастрольной деятельности, не выпускал новых дисков. В 1998 и 1999 вышли две компиляции. В 1999 Хили исполнил партии гитары и трубы на пластинке джазмена Алекса Пэнгмана «They Say».
В 2000 после долгого перерыва он выпустил пластинку «Get Me Some», готовившуюся почти два года, дал серию концертов в Канаде и США.
Однако через короткое время он вновь прекратил выступать, а в канадской прессе появились интервью Хили, в которых он сообщал, что хочет заняться джазом, и, возможно, альбом «Get Me Some» станет последним в ряду его блюз-роковых работ.
В 2001 Джефф Хили открыл в Торонто собственный музыкальный клуб Jeff Healey's Club, в котором выступал в совместных джемах каждую неделю. Он играл на старой гитаре «гибсон», на трубе и тромбоне в составе ансамбля Jazz Wizards, исполняющего традиционный джаз. Музыкант вернулся к деятельности радиоведущего. Вновь выпустил на волне CNC серию программ о джазе первой половины 20-го века My Kinda Jazz, используя для этого свою легендарную коллекцию граммофонных пластинок.
На собственном лейбле HealeyOphonic выпустил небольшим тиражом два альбома традиционного джаза - "Among Friends" (2002)
и "Adventures In Jazzland" (2004),
где впервые продемонстрировал свои навыки трубача!
"It's Tight Like That" - это Jazz Wizards (скрипка, гитара, фортепьяно, бас и ударные), британский ветеран джаза Крис Барбер и много, очень много трубы от Джеффа Хили. Программа составлена из двух живых выступлений в клубе "Hugh's Room" (Торонто, Канада), а два дополнительных трека ("Little Girl" и "Sheik Of Araby") записаны на Монреальском Джазовом Фестивале в 2005 году.
2 марта 2008 Jeff Healey умер от рака в своем родном городе Торонто. Он не дожил нескольких дней до 42 лет. Его смерть пришла за месяц до релиза своего нового альбома, «Mess Of Blues», который был его первый рок-альбом за последние 8 лет.
http://www.bluesnews.ru/musicians/?id=1018
Discography
1988: See the Light
1989: Road House Soundtrack
1990: Hell to Pay
1992: Feel This
1995: Cover to Cover
2000: Get Me Some
2002: Among Friends
2004: Adventures in Jazzland
2005: The Jeff Healey Band Live at Montreux 1999
2006: It's Tight Like That
2008: Mess of Blues