Администратор
Турниров выиграно: 1
Регистрация: 12.12.2008
Адрес: Москва прошлого тысячелетия.
Сообщений: 253,295
Сказал(а) спасибо: 45,279
Поблагодарили 271,044 раз(а) в 102,114 сообщениях
|
Tony Scott (1921–2007) – Биография и музыкальная карьера
Основная информация
- Полное имя: Anthony Joseph Sciacca (Шака)
- Дата рождения: 17 июня 1921 года, Морристаун, Нью-Джерси, США
- Дата смерти: 28 марта 2007 года, Рим, Италия (причина смерти: осложнения от рака простаты)
- Профессия: Джазовый кларнетист, саксофонист, пианист, аранжировщик, композитор, бэндлидер
- Жанры: Джаз (бибоп, кул-джаз, world music, new age)
- Инструменты: Кларнет, альт-, тенор- и баритон-саксофон, фортепиано
- Активные годы: 1940-е – 2000-е
- Известность: Один из ведущих бибоп-кларнетистов 1950-х, пионер world music и new age, сотрудничество с такими легендами, как Билли Холидей, Чарли Паркер, Дюк Эллингтон и Сара Воэн.
Биография
Тони Скотт родился в семье сицилийских иммигрантов, где музыка была частью жизни: отец играл на гитаре, мать — на скрипке. С семи лет он выступал на семейных вечеринках, подражая The Mills Brothers. В 12 лет начал играть на кларнете, а в 14 сформировал свой первый квартет, Hometown Band. Его интерес к джазу зародился благодаря записям Дюка Эллингтона и Каунта Бейси.
С 1940 по 1942 год Скотт учился в Джульярдской школе музыки в Нью-Йорке, изучая кларнет, фортепиано и оркестровую композицию. Позже он брал уроки у композитора Стефана Вольпе, что подготовило его к экспериментам с атональной музыкой и бибопом. Во время Второй мировой войны служил в армии на острове Губернатора в Нью-Йорке, что позволило ему по ночам играть в джаз-клубах на 52-й улице Манхэттена. В 1943 году он впервые услышал Чарли Паркера, что вдохновило его адаптировать бибоп для кларнета.
В 1950-х Скотт стал ключевой фигурой нью-йоркской джазовой сцены, работая с такими звездами, как Диззи Гиллеспи, Бен Вебстер, Майлз Дэвис, Билли Холидей и Сара Воэн. Он также был музыкальным директором Гарри Белафонте, аранжировав хит «Banana Boat Song (Day-O)», но отказался подписывать своё имя под этой работой, так как хотел быть известен как джазовый кларнетист, а не автор поп-музыки. В 1957 году его композиция «Blues for Charlie Parker» стала одной из самых известных в его карьере.
В 1959 году, разочаровавшись в охлаждении джазовой сцены в США, Скотт покинул Нью-Йорк и отправился в путешествия по Азии, Африке и Европе. Его интерес к этнической музыке привёл к созданию альбома Music for Zen Meditation (1964, Verve), который считается первым альбомом в жанре new age. Он сотрудничал с японскими музыкантами Хозаном Ямамото (сякухати) и Синъити Юидзэ (кото), адаптируя кларнет к японским музыкальным традициям. Позже он записал Music for Yoga Meditation & Other Joys (1968) и Music for Voodoo Meditation (1972), завершив «медитативную трилогию».
В 1970-х Скотт обосновался в Риме, где сотрудничал с итальянскими джазменами, такими как Франко Д’Андреа и Романо Муссолини. Он также экспериментировал с электроникой и в 2002 году его композиция Hare Krishna была ремикширована Кингом Бриттом для проекта Verve Remixed. Скотт продолжал выступать до 80 лет, сохраняя эксцентричный стиль (длинная белая борода, чёрная одежда) и страсть к экспериментам.
Музыкальный стиль
Тони Скотт был известен своим «прохладным» стилем игры на кларнете, в отличие от более агрессивного бибопа Бадди ДеФранко. Он считал, что кларнет может звучать так же мощно, как саксофон или труба, и избегал академичного подхода, играя «как часть своего тела и духа». Его подход сочетал виртуозную технику, классическое образование и глубокое чувство американских музыкальных корней. Скотт был пионером в интеграции этнической музыки в джаз, что сделало его предшественником жанров world music и new age.
Ключевые альбомы
- The Touch of Tony Scott (1956, RCA Victor) – альбом, демонстрирующий его мастерство в бибопе и свинге с квартетом, тентетом и оркестром.
- The Modern Art of Jazz (1957, Seeco)
- Sung Heroes (1959, с Биллом Эвансом, Скоттом ЛаФаро и Полом Мотианом)
- Music for Zen Meditation (1964, Verve) – первый new age альбом.
- Music for Yoga Meditation & Other Joys (1968, Verve)
- Music for Voodoo Meditation (1972)
- Tony Scott in Afrika (1997)
- A Jazz Life (Kind of Blue, 2007)
Дискография (выборка)
- Tony Scott Quartet, Complete Brunswick Sessions (1953)
- Both Sides of Tony Scott (1956, Clous)
- The Complete Tony Scott (1957)
- Billie Holiday with Tony Scott and His Orchestra (1956, включая Lady Sings the Blues)
- Golden Moments (1959, Muse Records, выпущен в 1982)
- I'll Remember (1959, Muse Records, выпущен в 1984)
- Djanger Bali (1967, MPS, с Indonesian All Stars)
- Lush Life (1980-е, двойной альбом с интерпретациями Билли Стрейхорна)
Награды и признание
- Победитель опроса критиков DownBeat как лучший кларнетист: 1955, 1957, 1958, 1959.
- В 1960 году японский опрос DownBeat назвал его лучшим кларнетистом, в то время как в США предпочтение отдавали Бадди ДеФранко.
- В 1957 году получил благодарность от правительства США за вклад в культурное взаимопонимание через музыку.
Личная жизнь
- Семья: Родители – сицилийские иммигранты, отец – парикмахер и гитарист-любитель, мать – скрипачка. Брат Ник – гитарист.
- Браки: Три брака. Первая жена – Фрэн Атуэй, вторая – мать его дочерей Моники Скиакки (джазовой певицы) и Нины Шаки. Третья жена – Чинция Бастианон, с которой он жил в Риме до смерти.
- Дети: Две дочери от второго брака, один внук.
- Увлечения: Фотография (снимал портреты джазовых музыкантов, выставка во Франции в 1980-х) и живопись. Автор автобиографии Bird, Lady and Me в честь Чарли Паркера и Билли Холидей.
Интересные факты
- Скотт был известен эксцентричным поведением: носил длинную белую бороду, одевался в чёрное и иногда разбирал кларнет на сцене, притворяясь, что использует его как телефон.
- Во время поездки в Индонезию его приняли за шпиона, задержали и, возможно, подвергли пыткам.
- В 1975 году сыграл роль босса сицилийско-американской мафии в фильме Глаубера Роши Claro.
- Его фотографии джазовых легенд, включая Дюка Эллингтона, Лестера Янга и Билли Холидей, стали частью выставки во Франции в 1980-х.
- В 2010 году итальянский режиссёр Франко Мареско снял документальный фильм Io sono Tony Scott, ovvero come l'Italia fece fuori il più grande clarinettista del jazz («Я Тони Скотт. История о том, как Италия избавилась от величайшего джазового кларнетиста»), посвящённый его жизни.
Наследие
Тони Скотт оставил значительный след в джазе, переосмыслив роль кларнета в бибопе и став пионером world music и new age. Его альбом Music for Zen Meditation остаётся влиятельным, с почти 4,5 миллионами прослушиваний в цифровую эпоху. Несмотря на относительную неизвестность широкой публике из-за эклектичного стиля и любви к путешествиям, он высоко ценился в джазовых кругах и среди поклонников new age. Его жизнь и творчество отражают стремление к экспериментам и открытость к мировым музыкальным традициям.
Источники
- Tony Scott (musician) - Wikipedia
- Tony Scott, Jazz Clarinetist Who Mastered Bebop, Dies at 85 - The New York Times
- Tony Scott, 85; jazz musician took the clarinet to fiery new heights in bebop - Los Angeles Times
- Tony Scott: How A Bebop Jazz Clarinetist Invented New Age Music - uDiscover Music
- Clarinetist Tony Scott Dies at 85 - JazzTimes
- Tony Scott, 85, jazz musician - Variety
- Io sono Tony Scott - Wikipedia
__________________
О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас. А те, кто лучше нас, им просто не до нас.
--Омар Хайям
Обновления по запросу — на Я.Ди. «Мэйл-облако» для тех, кто помогает нашему интернет-проекту, и для тех, кто хотел бы это делать, но пока не знает, как.
Помогая форуму ВТО, вы прежде всего помогаете себе! А не делаете что-то абстрактное для «других», совершенно незнакомых и безразличных вам людей.
|