Администратор
Турниров выиграно: 1
Регистрация: 12.12.2008
Адрес: Москва прошлого тысячелетия.
Сообщений: 253,284
Сказал(а) спасибо: 45,274
Поблагодарили 271,029 раз(а) в 102,107 сообщениях
|
Билли Экстин (William Clarence Eckstine, 8 июля 1914, Питтсбург, Пенсильвания — 8 марта 1993, Питтсбург, Пенсильвания) — американский джазовый и поп-вокалист, трубач, тромбонист и руководитель биг-бэнда, один из первых афроамериканских крунеров, чей бархатистый баритон и харизматичная манера исполнения сделали его иконой музыки середины XX века. Экстин, известный как «Mr. B», сыграл ключевую роль в популяризации бибопа и преодолении расовых барьеров в музыкальной индустрии. Его влияние на таких вокалистов, как Джо Уильямс, Артур Присок и Лу Роулз, а также его вклад в развитие джаза через создание первого бибоп-биг-бэнда, остаются значимыми.
Биография и ранние годы
Экстин родился в Питтсбурге в семье Уильяма Экстайна, шофёра, и Шарлотты Экстайн, швеи. Его дедушка и бабушка по отцовской линии, Уильям Ф. Экстайн и Нанни Экстайн, были смешанной парой (Уильям родился в Пруссии, Нанни — в Виргинии), что было необычно для того времени. Семья часто переезжала, и Билли учился в нескольких школах, включая Peabody High School в Питтсбурге, Armstrong High School в Вашингтоне, St. Paul Normal and Industrial School в Виргинии и Университет Ховарда, где он изучал физкультуру. Его первоначальной страстью был футбол, но перелом ключицы заставил его переключиться на музыку.
В 1933 году, в возрасте 19 лет, Экстин выиграл любительский конкурс талантов в вашингтонском Howard Theatre, исполнив песню в стиле Кэба Кэллоуэя, что стало отправной точкой его музыкальной карьеры. Он бросил университет и начал выступать в ночных клубах и с танцевальными оркестрами. В 1934–1939 годах он пел с небольшими группами в районе Средней Атлантики, а в 1939 году переехал в Чикаго, где присоединился к биг-бэнду Эрла Хайнса (Grand Terrace Orchestra) в качестве вокалиста и иногда трубача. Именно здесь он начал обретать популярность, исполняя такие песни, как «Jelly Jelly» (1940) и «Stormy Monday Blues» (1942). В этот период он сменил написание фамилии с «Eckstein» на «Eckstine», чтобы избежать ассоциаций с еврейскими фамилиями.
Музыкальная карьера
Работа с Эрлом Хайнсом (1939–1943)
В биг-бэнде Эрла Хайнса Экстин не только пел, но и научился играть на трубе и тромбоне, хотя его вокал оставался главным инструментом. Он убедил Хайнса нанять молодых музыкантов, таких как Сара Воан, Диззи Гиллеспи и Чарли Паркер, что способствовало формированию нового джазового стиля — бибопа. Его дружба с саксофонистом Баддом Джонсоном также сыграла важную роль в его музыкальном развитии.
Billy Eckstine Orchestra (1944–1947)
В 1944 году Экстин основал собственный биг-бэнд, который стал первым в истории бибоп-биг-бэндом. Оркестр включал таких звёзд, как Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи (музыкальный директор), Майлз Дэвис, Фэтс Наварро, Декстер Гордон, Джин Аммонс, Арт Блэйки, Тэдд Дамерон, Сара Воан и Лена Хорн. Аранжировщиками выступали Тэдд Дамерон, Джил Фуллер и Джерри Валентайн. Оркестр исполнял как бибоп, так и баллады, что позволило Экстину сочетать экспериментальный джаз с коммерчески успешными записями. Хиты, такие как «A Cottage for Sale» и «Prisoner of Love» (1945), получили золотые диски от RIAA. Несмотря на музыкальный успех, оркестр был финансово нестабильным из-за новаторского стиля, опередившего вкусы публики, и распался в 1947 году. Диззи Гиллеспи позже отмечал: «Не было другого оркестра, звучавшего как оркестр Билли Экстина».
Сольная карьера (1947–1986)
После роспуска оркестра Экстин сосредоточился на сольной карьере, став одним из самых популярных вокалистов США. Его глубокий баритон, широкий вибрато и чёткая дикция сделали его конкурентом Фрэнка Синатры. В 1949–1950 годах он был признан лучшим вокалистом по версии журналов Metronome и Down Beat, а в 1950 году превзошёл Синатру по посещаемости концерта в нью-йоркском Paramount Theater. Его записи для MGM, такие как «Everything I Have Is Yours» (1947), «Blue Moon» (1948), «Caravan» (1949), «My Foolish Heart» (1950) и «I Apologize» (1951), стали хитами. Дуэт с Сарой Воан «Passing Strangers» (1957) достиг 17-й позиции в британских чартах в 1969 году.
Экстин также выступал в Лас-Вегасе и записал знаковый живой альбом No Cover, No Minimum (1960), где продемонстрировал своё мастерство игры на трубе. В 1960-х он записывался для Mercury, Roulette и Motown, а в 1970-х — для Stax/Enterprise. Его последней работой стал альбом Billy Eckstine Sings with Benny Carter (1986), номинированный на «Грэмми». В 1999 году его песня «I Apologize» получила Grammy Hall of Fame Award, а в 2019 году Экстин был посмертно удостоен Grammy Lifetime Achievement Award.
Влияние и стиль
Экстин был пионером в популяризации бибопа и одним из первых афроамериканских вокалистов, исполнявших романтические баллады, что ранее считалось прерогативой белых артистов, таких как Бинг Кросби или Перри Комо. Его стиль, описываемый как «суавный бас-баритон», вдохновил множество певцов, включая Сэмми Дэвиса-младшего, Мела Торме и Куинси Джонса, который называл Экстина своим идолом. Экстин также был модником, запатентовав высокий воротник «Mr. B. Collar», ставший популярным в конце 1940-х.
Личная жизнь
Экстин был женат дважды. В 1942 году он женился на певице Джун Харрис, но брак закончился разводом в 1952 году. В 1953 году он женился на модели и актрисе Кэрол Дрейк, с которой у него было семь детей: Эд (президент Mercury Records), Гай (продюсер Verve Records), Билли-младший, Ронни, Кенни, Джина и Шарлотта Кэрол. Экстин также усыновил троих детей Кэрол от предыдущих отношений. Брак с Кэрол закончился разводом в 1977 году.
Экстин пережил инсульт в 1992 году и умер от сердечного приступа 8 марта 1993 года в возрасте 78 лет. Его тело было кремировано, а прах передан родственникам.
Проблемы и расизм
Карьера Экстина столкнулась с серьёзными препятствиями из-за расизма. В 1950 году журнал Life опубликовал фотографию, на которой Экстин окружён белыми поклонницами, одна из которых обнимает его. Это вызвало волну протестов, включая письма с расистскими нападками, что серьёзно повредило его карьере. Тони Беннетт и Билли Тейлор отмечали, что этот инцидент «закрыл двери» для Экстина, лишив его широкого доступа к телевидению и кино. Белые радиостанции часто отказывались проигрывать его записи, а Экстин сам говорил: «Чёрным певцам, видимо, не положено петь о любви. Ты должен петь о боли». Тем не менее, он оставался позитивным и подчёркивал, что не держит зла.
Дискография (ключевые альбомы)
Billy Eckstine’s Imagination (1958)
Basie/Eckstine, Inc. (1959)
No Cover, No Minimum (1960, live)
Billy Eckstine and Quincy Jones at Basin Street East (1961)
Billy Eckstine Sings with Benny Carter (1986)
Достижения и наследие
Награды: Grammy Hall of Fame Award за «I Apologize» (1999), Grammy Lifetime Achievement Award (2019, посмертно), звезда на Голливудской аллее славы (1960).
Вклад в джаз: Создание первого бибоп-биг-бэнда, поддержка таких музыкантов, как Чарли Паркер и Майлз Дэвис, и популяризация романтических баллад среди афроамериканских вокалистов.
Культурное влияние: Экстин сломал расовые стереотипы, став первым чёрным крунером, сравнимым с Синатрой, и вдохновив будущие поколения артистов.
Интересные факты
Экстин играл на трубе и тромбоне, но редко использовал их в выступлениях, предпочитая вокал.
Его прозвище «Mr. B» отражало как его имя, так и стиль — элегантный и утончённый.
Он был близким другом Сары Воан, называя её «младшей сестрой», и помог ей начать карьеру.
Экстин увлекался гольфом и классической музыкой в свободное время.
Его влияние на Майлза Дэвиса включало не только музыку, но и стиль: однажды Экстин, увидев Дэвиса в плохом состоянии из-за зависимости, сказал: «Выглядишь шикарно, Майлз», что стало для того стимулом к выздоровлению.
__________________
О нас думают плохо лишь те, кто хуже нас. А те, кто лучше нас, им просто не до нас.
--Омар Хайям
Обновления по запросу — на Я.Ди. «Мэйл-облако» для тех, кто помогает нашему интернет-проекту, и для тех, кто хотел бы это делать, но пока не знает, как.
Помогая форуму ВТО, вы прежде всего помогаете себе! А не делаете что-то абстрактное для «других», совершенно незнакомых и безразличных вам людей.
|