Показать сообщение отдельно
Старый 11.05.2009, 09:21   #46
Galina
Гость
 

Сообщений: n/a
По умолчанию

12 мая (дата для 2009 г.) Лаг ба-омер
(Еврейские праздники )




Традиция этого праздника восходит ко временам существования Иерусалимского Храма. Слово «омер» на иврите означает сноп, а еще омер — это мера сыпучих тел, которая в древние времена считалась достаточным количеством зерна для одного человека на день.

На второй день Песаха полагалось приносить дар в Храм, а именно — сноп ячменя нового урожая. Это был первый омер. На следующее утро возносили Богу молитву об урожае. Начинали отсчет «дней омера». Всего 49 дней, от Песаха до Шавуота, по числу дней от Исхода из Египта — до получения Торы. Каждый день имеет свое порядковое число.

На пятидесятый день в Храм приносили второй омер — сноп пшеницы нового урожая. Согласно Торе, время между первым омером и вторым сопряжено с большим количеством ограничений. Оно называется периодом трепета и надежды, так как в эти семь недель решается судьба всего года — быть ему урожайным или нет. И лишь на тридцать третий день отсчета омера, в Лаг ба-омер, снимаются многие ограничения, устраивается как бы «перерыв» в тревогах семи недель.

Лаг ба-омер окружен многими преданиями. Одно из них — эта легенда об учениках рабби Акивы, которые во времена императора Адриана под страхом смерти продолжали изучать Тору. Собираясь на свои тайные встречи, они нередко одевались как охотники, брали с собой луки и стрелы, чтобы обмануть бдительность римских стражей.

В Талмуде рассказывается, что у рабби Акивы было 24 тысячи учеников и что все они, кроме пяти, умерли от эпидемии в период между Песахом и Шавуотом в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Мор длился тридцать три дня. Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом, евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев: не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Принято считать, что именно в Лаг ба-омер прекратился мор, и поэтому на этот день траурные обычаи повсеместно отменяются.

В некоторых источниках дается иная интерпретация значения этой даты. Евреи не раз бунтовали против римских оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Есть мнение, что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Превосходство Рима было неоспоримым, восставшие понесли ряд тяжелых поражений и были разгромлены. Однако, именно в Лаг ба-омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его солдаты радостно отметили это событие, и в память об их триумфе Лаг ба-омер отмечается и по сей день.

Существует еще одно объяснение традиции праздновать Лаг ба-омер. Одним из лучших учеников рабби Акивы был рабби Шимон бар Йохай (Рашби). Он входил в число пяти учеников, переживших эпидемию, и также принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Считается, что Рашби умер в Лаг ба-омер. В память о нем сложилась традиция посещать в день Лаг ба-омера его могилу (похоронен на горе Мерон близ города Цфат). Во время его кончины над телом вознесся видимый столб огня, и поэтому появился обычай во время праздника Лаг ба-омер жечь костры. В Израиле в этот вечер разжигают десятки тысяч костров.

В Лаг ба-омер школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Мальчики готовят лук и стрелы, а затем устраивают соревнования по стрельбе из лука и веселые эстафеты. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар-Кохбы, отважно сражавшихся с римскими поработителями за свободу Израиля.

С 2004 года в этот день отмечают еще один праздник — День милуимника — резервиста Армии Обороны Израиля. Милуим — это военные сборы, на которые призываются резервисты ежегодно, на срок около месяца.


http://www.calend.ru/




ЛАГ БА-ОМЕР
33-ий день счета




Сегодня во время отсчета омера в Израиле празднуется промежуточный праздник Он называется "Лаг ба омер" Этот день называется Лаг ба-омер, потому что он 33 по счету омера. Цира 33 формируется из букв "ламед" (30) и "гимел" (3) в алфавите иврита и таким образом сочетание букв Ламед и Гимел образует слово “ЛаГ”. В наши дни 33-ий день счета омера празднуется особенным образом по причине нескольких исторических фактов и древних приданий.

В период римской оккупации после разрушения храма евреи подвергались жестокому прауи преследованиям. Римляне обложили их непосильными налогами и под страхом смерти запрещали изучать Тору. Но, несмотря на запрет изучение Торы продолжалось. Одним из величайших учителей того времени был раввин Акива, живший в третьем поколении периода таннаев (110-135 гг. н.э). Вместе со своими отважными учениками он в секрете продолжал изучать Тору. Он начал изучать Тору лишь в возрасте 40 лет и несмотря на его бедность с устремленной самоотверженностью и усердием он постигал Божественную мудрость, пока не приобрел почет как лучшего знатока Торы в своем поколении. Раввин Акива был одним из тех кто взялся за выполнение грандиозной задачи, которой занимались после него многие Божьи люди. Он начал собирать и классифицировать разрозненные сведения из сокровищницы Устной Торы и распределять их по разделам Мишны, Мидрашей, Галахи и Агады, заложив тем самым фундамент для Мишны, редактором которой стал рабби Иехуда Анаси, живший два поколения спустя.

В Талмуде рассказывается, что у раввина Акивы было 24 тысячи учеников, и что между Песахом и Шавуотом во время счета омера они умерли от эпидемии в наказание за неуважительное отношение друг к другу. Эпидемия длилась тридцать три дня. Смерть учеников раввина Акивы,будущих учителей всего Израиля принесла огромный духовный ущерб еврейскому народу. Их смерти создали реальную угрозу тому что народ Израильский зубудет Тору, так как некому будет ее учить людям.

Поэтому в этот период, в первые 33 дня счета омера между Песахом и Шавуотом даже по сегодняшний день в больщинстве ортодоксальные евреи всего мира соблюдают ряд траурных обычаев. В это дни не стригутся, не проводят веселые застолья и свадебные церемонии. Хотя по поводу точных дат траура мнения расходятся и существуют разные традиции, принято считать, что именно в Лаг ба омер ученики раввина Акивы перестали умирать и поэтому в этот день траурные обычаи отменяются.

Есть еще одна история связанная с днем Лаг ба омера. За время Римского права в Израиле евреи не раз бунтовали против оккупантов. Одно из таких восстаний возглавил Бар-Кохба. Это восстание вошло в историю из за уникальных выводов раввина Акивы по отношению к Бар Кохбе. Существует гипотиза что большинство добровольцев, сражавшихся в его армии, были учениками рабби Акивы. Рабби Акива считал Бар-Кохбу Машиахом (Мессией). Дело в том что с приходом Мессии евреи традиционно связывают свои надежды на обретение полной физической и духовной свободы, признание человечеством всевластия Б-га и наступление эры мира. Поэтому ученики великого мудреца приняли участие в войне против римского императора Адриана. Но превосходство римских войск было неоспоримым. Восставшие понесли ряд тяжелых потерь и после нескольких поражений и были окончательно подавклены. Однако по древней традиции именно в Лаг ба омер Бар-Кохба сумел одержать крупную победу. Его солдаты, раввины, знатоки Торы радостно отметили это событие в древние времена великим весельем. По одной из традиций в память об их победе по сей день и отмечается день Лаг ба-омер.

Исследуя истоки традиции празднования Лаг ба омера как особенного дня во время счета омера мы натыкаемся еще одно обяснение его начала. Одним из лучших учеников раввина Акивы был раввин Шимон бар Йохай. Он входил в число пяти учеников переживших эпидемию. Он так же принимал активное участие в восстании Бар-Кохбы. Согласно традиции, Шимон бар Йохай умер в Лаг ба-омер. Но спрашивается тогда почему празднуется годовщина его смерти? На это есть несколько традиционных ответов. Традиционно считается, что душа умершего праведника возносится на небеса. Шимон бар Йохай был осужден на смерть римскими властями за изучение Торы. Но он сумел спрятаться от них и умереть своей сметью. Таким образом воля Божья восторжествовала. Поэтому его уход из жизни принято отмечать песнями, танцами и молитвами. Кульминацией празднования Лаг ба-омер является паломничество к могиле Шимона бар Йохая, расположенной на горе Мерон вблизи города Цфата на севере Израиля.

В настоящее время зажжение костров это самый распространенный обычай Лаг ба-омера. По всему Израилю стар и млад собираются вокруг них вечером и танцуют и поют празднуя с весельем. Традиция зажигания костров берет свое начало в каббалистической книге "Зоар" ("Сияние"). По приданию когда Шимон бар Йохай умер, его дом наполнился неземным светом в заслугу его глубоких познаний в Торе и открытию ее глубоких тайн, ибо Тора уподобляется свету, как сказано: "Ибо заповедь - это свеча, а Тора - свет". В день Лаг ба-омер у могилы Шимона бар Йохая в Мероне собираются десятки тысяч человек. Там так же зажигают большой костер, и присутствующие бросают в него разные предметы, в том числе записки с текстами молитв и личных просьб и пожеланий. У костра поют песни в честь Лаг ба омер и в память о раввине Шимоне. Музыка и танцы продолжаются всю ночь.

Иногда в праздновании Лаг ба омера мы видим символику лука со стрелами. Дело в том что школьники выезжают на природу целыми классами в сопровождении учителей. Мальчики берут лук и стрелы и устраивают соревнования по стрельбе из лука. Эта традиция посвящена памяти участников восстания Бар Кохбы, отважно сражавшихся с римлянами за свободу и независимость Израиля.

Автор: Шомер




Лаг ба-Омер и наследие рабби Шимона бар Йохая



Согласно наиболее традиционной точке зрения, праздник Лаг -ба-Омер был установлен в память о том, что именно в этот день среди учеников р. Акивы прекратилась эпидемия, которая унесла к тому времени 24 тысячи жизней. Грандиозное празднество, проходящее в этот день на горе Мерон близ израильского города Цфат, также связано с именем одного из учеников р. Акивы — рабби Шимона бар Йохая. По традиции, именно в 33-й день отсчета Омера этот выдающийся знаток Торы присоединился к праотцам.

Имя Шимона бар Йохая известно, в первую очередь, благодаря тому, что именно ему большинство ортодоксов приписывает авторство «Зогара», главной книги в еврейской мистической традиции. Однако, по мнению многих серьезных исследователей, никакого отношения к этой книге палестинский мудрец не имел (более подробно эта тема освещена в статье Эфраима Рубина «When Was the Zohar Written?»). Поэтому тут мы поговорим о том, что нам известно об учении «настоящего» Шимона бар Йохая.


Реувен Рубин. Танцующие на МеронеВ израильской деревне Пкин есть пещера, в которой, согласно легенде, Шимон бар Йохай двенадцать лет прятался вместе с сыном. Однако почему р. Шимону пришлось скрываться? Талмуд говорит об этом буквально следующее:

Сидели однажды за дружеской беседой р. Йегуда, р. Иосе и р. Шимон. Тут же находился некий Йегуда бен Герим. Разговор зашел о римлянах.
— Сколько хороших вещей устроено этим народом, - говорил р. Йегуда, -обширные рынки, превосходные мосты, прекрасные бани. Р. Иосе промолчал. Р. Шимон же возразил р. Иуде.
— Да, - сказал он, - устроить устроили, да только для собственной выгоды: устроили рынки - и насадили там непотребных женщин; бани – чтобы нежить свое тело; мосты – чтобы непомерную пропускную плату брать.
(Шабат 33б)

Иными словами, р. Шимон бар Йохай занимал радикально антиримскую позицию, отказываясь видеть у языческой власти хоть какие-то положительные стороны. Впрочем, в своих чувствах р. Шимон шел гораздо дальше простой ненависти к оккупантам. Именно ему принадлежит печально известный афоризм «Даже лучший из неевреев достоин того, чтобы его убили» (Софрим 15:10). С апологетическим анализом этого высказывания можно ознакомиться здесь, а те, кому интересна анти-иудейская трактовка, могут проделать поиск самостоятельно).

Не менее радикальных взглядов придерживался р. Шимон и по другим вопросам. И в частности – по поводу того, как должна быть устроена еврейская жизнь. Многие мудрецы того времени полагали, что евреи должны вести нормальную хозяйственную жизнь (разумеется, в рамках ограничений, налагаемых галахой), занимаясь изучением Торы в свободное от работы время. Подобного мнения придерживался, к примеру, рабби Ишмаэль, один из известнейших мудрецов II века.

Шимон бар Йохай, напротив, был с этим решительно несогласен.

Р. Шимон бар Йохай говорил: если человек будет сеять в сезон сева, пахать в сезон пахоты, убирать урожай, когда приходит время уборки, и веять, когда дует ветер - когда у него будет время на Тору?! Нет, не так надо поступать. Ибо, когда евреи следуют воле Всевышнего, тогда все работы за них выполняют неевреи, как сказано: «И придут иноземцы, и будут пасти стада ваши; и сыновья чужестранцев будут вашими земледельцами и вашими виноградарями. А вы будете называться священниками Господа - служителями Бога нашего будут именовать вас»(Иешаягу 61:5-6). Когда же евреи не повинуются воле Бога, тогда им самим приходится делать все работы, как сказано: «И ты соберешь хлеб твой, и вино твое, и елей твой» (Втор 11:14).
(Брахот 35б)


Илекс Беллер. Лаг ба-ОмерИными словами, если бы не грехи Израиля, то тогда не евреи находились бы под властью римлян, но наоборот, римляне и другие народы взяли бы на себя удовлетворение материальных нужд богоизбранного народа, который смог бы полностью посвятить все свои силы изучению Торы. Возможно, именно этим, а не только оскорбленным патриотизмом, объясняется и непримиримость Бар Йохая к римлянам – власть неевреев над евреями несомненно была в его глазах не только свидетельством еврейских грехов, но и зримым надругательством над Божественным замыслом.

По легенде, как-то раз Шимон бар Йохай даже попытался воплотить свое учение на практике:

Услышав это [пророк Элиягу сообщил беглецам об амнистии], вышли они [р.Шимон бар Йохай и его сын] из своего убежища - и видят: люди пашут и сеют.
— Вот, - сказал р. Шимон, - забывают о жизни вечной, а занимаются ничтожными земными делами!
И куда ни упадал его негодующий взор, место то мгновенно выгорало как от пожара.
(Шабат 33-б)

Итак, согласно талмудическим свидетельствам, реальный Шимон бар Йохай был приверженцем максимально радикальных взглядов, причем как в национально-государственных, так и в религиозных вопросах.
Как же воспринял подобные взгляды «мэйнстримный» талмудический иудаизм? Чтобы ответить на этот вопрос, еще раз обратимся к уже процитированной легенде:

И куда ни упадал его негодующий взор, место то мгновенно выгорало как от пожара. Зазвучал Бат-Коль (Небесный Голос):
«Мир Мой разрушить вышли вы? Возвратитесь в свою пещеру!»

Иными словами, ригоризм Шимона бар Йохая был замечен Небесами – и отвергнут как ведущий к разрушению мира.

Позиция «Небес» в данном случае полностью соответствовала мнению мудрецов. Повседневную хозяйственную жизнь они полагали неотъемлемой чертой еврейского существования, а подготовку к ней – не просто разумной житейской политикой, но и религиозным предписанием:

Учили мудрецы: отец обязан обрезать своего сына, учить его Торе, найти ему жену и НАУЧИТЬ ЕГО РЕМЕСЛУ. Р. Иуда говорил: тот, кто не учит сына ремеслу, подобен тому, кто учит сына грабить»
(Киддушин 29а)

В праве жить по религиозным стандартам Бар Йохая мудрецы Талмуда отказали не только широким еврейским массам, но даже религиозной элите, от которой, теоретически, можно было бы ожидать соответствия более строгим требованиям:

«Сказал Абайе: многие следовали совету р. Ишмаэля, и преуспели; многие пытались следовали совету р. Шимона бар Йохая, и не преуспели. Раба говорил студентам своей иешивы: не появляйтесь в иешиве в месяц Нисан и в месяц Тишрей [время сева и сбора урожая - Е. Л.], дабы вы могли содержать себя весь год»
(Брахот 35а)

Аналогичная судьба ожидала и политические идеи р. Шимона. После подавления восстания Бар-Кохбы еврейское руководство взяло курс на мирное существование и даже определенное сотрудничество с римской администрацией. Причем апофеозом этой политики стало поступление на службу в римскую полицию… р. Элеазара бен Шимона - того самого сына Шимона бар Йохая, который, согласно легенде, двенадцать лет прятался с отцом в пещере! (Бава-Меция 83б)

Таким образом, в случае с Шимоном бар Йохаем талмудический иудаизм столкнулся с искушением религиозного и политического радикализма – и сумел преодолеть это искушение, оставшись «приземленной» и умеренной религией от мира сего…

Так что при желании и достаточной фантазии, ежегодное празднество в день смерти р. Шимона можно рассматривать как праздник в честь торжества иудейского «реализма», преодолевшего соблазн религиозного экстремизма. Хотя, признаться, сильно сомневаюсь, что подобные мысли приходят в голову кому-либо из многочисленных паломников и туристов, стекающихся к могиле Бар Йохая в ночь Лаг ба-Омера.


Евгений Левин


  Ответить с цитированием