Показать сообщение отдельно
Старый 05.05.2009, 06:14   #43
Galina
Гость
 

Сообщений: n/a
По умолчанию

6 мая - День Георгия Победоносца




На Руси почитание Георгия Победоносца приобрело особое значение. Сидящий верхом на коне и поражающий змия он запечатлен в центре герба Российского государства.



Особое почитание святого на Руси ввел Ярослав Мудрый. В 1030 г. после победы над чудью, он устроил Юрьев храм под Новгородом, в 1036 г. после победы над печенегами основал в Киеве монастырь св. Георгия. На освящение храма 26 ноября князь повелел по всей Руси «творить праздник» святого Георгия ежегодно.


Св. Георгий в житии. Новгород, икона начала XIV в.

Освящение Георгиевского храма – один из первых древнерусских православных праздников. Со времен Димитрия Донского, после Куликовской битвы святой Георгий считается покровителем Москвы



Символично, что полный разгром фашистской Германии пришелся на праздник Георгия Победоносца, и что ее капитуляцию 8 мая 1945 г. принял маршал Георгий Жуков, который руководил победными сражениями Великой Отечественной войны: битвой под Москвой, Сталинградской битвой, сражением на Курской дуге, штурмом Берлина.

.

но отмечают это праздник не только на Руси.




в Болгарии День святого Георгия, или по-болгарски ГЕРГЬÓВДЕН, - один из самых значимых и красивых весенних праздников. В народе он связан с земледелием (Георгий по-гречески означает «земледелец»), со скотоводством и в целом с весенним обновлением природы. В Болгарии святой Георгий считается как воином-защитником, так и покровителем пастухов и их скота.

Когда-то год делили на два цикла: со дня святого Георгия до дня святого Димитра в октябре и с Димитрова дня до Гергьова дня. В этот день пастухи, которых обычно нанимали на все лето вплоть до конца октября, выходили со стадами в поле. Скотоводство и, особенно, овцеводство долгие века было основным промыслом в болгарской патриархальной семье. Поэтому в этот день традиционные обычаи и обряды связаны с овцами и уходом за ними. Накануне вечером устраивают обрядовый надой молока с овцы, которая первой в этом году родила ягнят. К ведерку красной ниткой привязывают букетик весенних цветов, а в ведерко кладут монетку, чтобы весь год надой был высоким. Также заплетают черной ниткой венчик из дикой герани, крапивы, ежевики и боярышника и украшают им голову овцы. Такой же венчик вешают и у двери в овчарню. Одна из молодых женщин ритуально отпивает молока через полые стебли девясила, чтобы овцы рожали ягнят-самок. В день святого Георгия впервые в году готовят и свежую брынзу, но не солят ее, дабы молоко у овец не пересыхало.

Весенние травы, цветы и молодые ветки деревьев занимают особое место во всех обрядах. Женщины и дети выходят рано утром на луг и собирают полевые цветы, которыми потом украшают окна и двери в доме. Зелеными венчиками из бука, дуба или яблони украшают ворота, столы, помещения. А венчиками из разных лечебных трав: чеснока, ежевики, боярышника и крапивы – обычно совершают традиционный оберег домашнего скота.



Есть поверие, что в ночь накануне праздника зарытые в землю клады начинают „играть”. Ночь также подходит и для всяких гаданий. Вообще, магия сопутствует празднику во всем. В древности считали, что в этот день можно отнять плодородие. Поэтому для оберега вечером клали за воротами кусок соли (на утро он шел в пищу овцам) и женский поясок, а рано утром мужчины спешили на свои нивы зарыть в середине красное пасхальное яйцо. Местами в западной Болгарии тогда же и сжигали солому, оставшуюся с Сочельника. В этот день даже и не подумывают выпросить соль или закваску для кислого молока у соседа – это считается плохой приметой. Особое значение в этот день имеет утренняя роса. Считается, что если умоешься этим утром майской росой, то весь год будешь здоровым и никакая болезнь не сможет тебя одолеть. Дождик же, выпавший в этот день, ценится на вес золота.

День святого Георгия связан и с традиционными богатыми застольями. Для праздничного стола хозяйка готовит специальный обрядовый хлеб («боговицу»), на котором она из теста лепит фигурки пастуха и овец. В честь святого Георгия в каждом доме (в деревнях это традиция) режут молодого ягненка. Перед этим ему на голову кладут веночек из собранных утром цветов, а на левом рожке зажигают свечку и читают молитву. Обычно его зарезают перед дверью, а кровь выливают в реку или в муравейник (чтобы овцы плодились, как муравьи). Кожа с зарезанного ягненка, по обычаю, идет в дар церковному храму. Традиционное блюдо к праздничному столу – это зажаренный на углях ягненок на вертеле. Из потрохов готовят блюдо «дроб-сарма» (вареные потроха, потушенные в духовке с рисом). За столом рекой льется вино, поются песни. А после застолья все танцуют танец хоро. Ведет хороводом самый известный пастух или же беременная женщина с зеленой веткой в руке.



Гергьóв день – это также День болгарской армии. В годы после освобождения от турецкого ига военные смотры в этот день постепенно стали набирать силу и утверждать себя как важный ритуал. Утром этого дня на площади перед Могилой Неизвестного солдата в Софии президент страны обычно принимает парад представительной части Болгарской армии, а патриарх Болгарской церкви освящает боевые знамена. Через полчаса начинается военный марш боевой техники через площадь Александра Первого Батенберга в центре столицы.



в Сербии Джурджевдан - День св. Георгия считается границей между зимой и летом. Хайдуки в этот день оставяли места своих зимовок и отправлялись в лес. Раньше в этот день набирали новых и отпускали старых слуг.

После Рождества Джурджевдан - праздник с анибольшим количеством народных обычаев в Сербии. Так, например, вечером перед Джурджевданом или рано утром на следующий день двери, окна дома и других строений обкладывают зелеными ветками из ближайшего леса, чтобы год был урожайным и здоровым. Венки, которые делают на этот день, вешают над входной дверью до следующего дня св. георгия.

Иногда люди рано утром вмсете идут на природу на "джурджевданскую втсречу": в лес, на поляну или на реку. Для этого готовят еду и напитки. Песни, игры и веселье длятся до полудня. Жарят в этот день мясо ягнёнка. Молодых в этот день опоясывают прутьями вербы, что были большими, как верба, украшают геранью, чтобы были здорвы, как она, крапивой - чтобы та отгоняла болезни, и зорей - чтобы их душа пахла, как зоря.

Утром все по очереди умываются: дети - чтобы были здоровы, девушки - чтобы за них соревновались парни, старики - чтобы были здоровы, хозяин - чтобы его дом был в безопасности и т.д.

Чтобы коровы давали больше молока, детям в этот день впервые дают варёное молоко, и пока они его пьют, за воротник им льют воду. До Джурджевдана многие не едят того, что появилось на свет только в текущем году, и лишь в этот день закалывают первого ягнёнка.

Молодёжь иногда купается до восхода солнца, чтобы не заболеть в этом году чаоткой. Через животных стрляют - чтобы домашняя скотина была здоровой, как выстрел оружия. Считается, что насколько далеко было слышно то или иное оружие человека, настолько далеко от его дома будут волки и хайдуки.

  Ответить с цитированием