Показать сообщение отдельно
Старый 16.01.2015, 18:45   #561
Синдикат
Активный
 
Аватар для Синдикат
 

Регистрация: 15.08.2012
Адрес: Житель вселенной
Сообщений: 7,644
Сказал(а) спасибо: 7,777
Поблагодарили 11,744 раз(а) в 5,257 сообщениях
Синдикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспоримаСиндикат репутация неоспорима
По умолчанию

Машина вне времени

10 октября 2005 года исполнилось 45 лет легендарному горбатому «Запорожцу» — первому в Советском Союзе народному автомобилю
Если об автомобиле стали слагать анекдоты, его можно с полным правом назвать народным. А баек о приключениях ЗАЗ-965 и его неразлучного приятеля 600-го «Мерседеса» существует едва ли не столько же, сколько было в своё время выпущено самих «Запорожцев». С октября 1960 года по май 1969-го их сделали 322116 штук.


Догоним и перегоним!
Рассказывают, что Никиту Хрущёва во время поездки в США в конце 50-х годов особенно поразили три вещи: кафе самообслуживания, где посетители двигаются с подносами вдоль стойки с блюдами, одноразовые бумажные салфетки и тот факт, что большинство американских семей имеет автомобиль. Вернувшись домой, генсек со свойственной ему энергией начал внедрять передовой опыт в советскую действительность. И 28 ноября 1958 года Совет министров СССР принял историческое постановление «Об организации серийного производства микролитражных автомобилей». Советскому автопрому предлагалось создать простой в производстве и эксплуатации, а главное — недорогой автомобиль. Тем более что данная рыночная ниша как раз опустела: в 1956 году МЗМА (нынешний АЗЛК) прекратил производство малогабаритного «Москвича-401» и перешёл на более комфортабельный и дорогой «Москвич-402», а до начала эры «Жигулей» оставалось ещё 10 лет...
Разрабатывали машинку на том же МЗМА. Впрочем, «разрабатывали» — громко сказано: тамошние конструкторы, не мудрствуя лукаво, скопировали итальянский «Фиат-600» 1955 года, считавшийся тогда одной из наиболее удачных машин в своём классе.
Серийное производство автомобильчика было организовано на запорожском ордена Трудового Красного Знамени заводе «Коммунар», до этого выпускавшем сельхозтехнику. Мотор для «горбатого» — с воздушным охлаждением и мощностью 23 л. с. — стали делать на Мелитопольском моторном заводе, ранее специализировавшемся на судовых дизелях. 18 июня 1959 года на свет появился опытный образец под кодовым индексом 444, а уже через год, 10 октября 1960 года, с коммунаровского конвейера сошёл первый серийный ЗАЗ-965. Стоил он 1800 рублей, позже цену подняли до 2300.


Авто с достоинствами и недостатками
Автомобилисты сразу полюбили маленький тарахтящий автомобильчик — его ласково называли «Жужей» и прощали нюансы эксплуатации. Сюрпризов хватало, особенно на первых машинах: передняя подвеска (торсионная, как у танков!!!) со временем теряла упругость, а двигатель в жару быстро перегревался. Двери у «горбатого» открывались против движения (сейчас это запрещено ПДД). Передние сиденья крепились четырьмя болтами прямо к днищу безо всяких салазок и регулировок.
Узлы управления ЗАЗ-965 были незатейливы настолько, что это выглядело как дизайнерский изыск. Особенно поражал своей простотой переключатель поворотников. Находился он на приборной панели (почему-то ближе к пассажиру) и являлся обычным трёхпозиционным тумблером — правда, очень большим. Из приборов присутствовали спидометр, указатель уровня топлива и атрибут дорогих спортивных болидов — датчик температуры масла. Двигатель-то был воздушного охлаждения, и температура масла являлась жизненно важным параметром.
Ручка подсоса находилась на полу, рядом с ручником. Из-за этого заводился «Запорожец» довольно затейливо: водитель лез куда-то между сиденьями, вытягивал подсос, после чего заводил ключом. Работал мотор тоже непривычно. На холостом ходу он даже мог показаться тихим. Но стоило машине тронуться с места, как салон наполнялся таким грохотом!
Ездить «Запорожец» умел, иногда даже быстро. Правда, на скоростях под сотню масло в двигателе банально выгорало километров через 150. Передняя подвеска была жёсткой, а задняя, наоборот, мягкой. Из-за этого разогнавшийся «горбатый» становился непредсказуем. Один из его фирменных фокусов: если на ухабе зад машины подпрыгивал, оторвавшиеся от дороги задние колёса складывались и ЗАЗ-965 заваливался на бок... Правда, весила машинка всего 665 килограммов и вернуть её в приличное состояние водитель мог при помощи прохожих.
Зато на сельском просёлке этой машине не было равных! Благодаря гладкому днищу, независимой подвеске и оптимальной (60% общей массы) нагрузке на ведущие колёса «горбатый» уверенно ползал даже по серьёзной грязи.

По следам «Запорожца»
С октября 1962 года начался выпуск модернизированного автомобиля ЗАЗ-965А с 27-сильным двигателем. На базе модели 965А выпускались «инвалидные» разновидности с ручным управлением. Существовал даже почтовый вариант «горбатого» — с правым рулём и ящиком для корреспонденции вместо заднего сиденья.
А самый известный потомок ЗАЗ-965 — транспортёр переднего края (ТПК) производства Луцкого автомобильного завода, известный ещё как ЛуАЗ. Этот лёгкий плавающий вездеход предназначался для подвоза боеприпасов к переднему краю боевых действий, эвакуации раненых и сбрасывания на парашюте в любую точку присутствия частей Советской армии. Из-за последнего требования ТПК выпускался исключительно со съёмным верхом — чтобы в транспортном самолёте помещался. По аскетизму и отсутствию комфорта ЛуАЗ умудрился переплюнуть своего прародителя (например, согреться зимой под брезентовым тентом было нереально) — зато славился отменной проходимостью: его плавающий вариант с лебёдкой на передке до сих пор считается идеальной машиной для охотника и рыбака.
В 1969 году на конвейере завода «Коммунар» произошла замена: вместо горбатого ЗАЗ-965 стали выпускать «ушастый» ЗАЗ-966. Тоже машинка легендарная — её внешний вид, по некоторым данным, позаимствован у немецкого гоночного «NSU Princ». Но это уже совсем другая сказка...
__________________
Ccылка на тему: Как скачивать с Яндекс диска!

Чтобы быстро скачать чужой опубликованный файл, сохраните его на свой Диск. На вашем Диске файл окажется мгновенно, а свои файлы вы всегда можете скачать без ограничений.

Кто владеет и управляет прошлым , тот владеет настоящим и будущим.

Синдикат вне форума   Ответить с цитированием
Пользователь сказал cпасибо:
moroz (21.01.2015)