![]() |
Галич Александр Аркадьевич
Галич (Гинзбург) Александр Аркадьевич (19.10.1918 — 15.12.1977) — русский советский поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен. Член НТС. Галич — литературный псевдоним, составленный из букв собственных фамилии, имени и отчества. Биография Александр Гинзбург родился 19 октября 1918 г. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в интеллигентной еврейской семье. Отец — Арон Самойлович Гинзбург, экономист, мать — Фанни Борисовна Векслер, работала в консерватории. Дед Самуил был известным в городе педиатром. Жила семья в доме № 74 по улице Комсомольской (ранее — Казачья), возведённом в 1911 году силами самих жильцов (Екатеринославским домостроительным обществом, первым в городе жилищным кооперативом). http://s49.radikal.ru/i123/1006/fd/d7e712bb9e10.jpg В 1920 году семья Галича переехала в Севастополь. В 1923 году они переехали в Москву, где поселились в доме Веневитинова в Кривоколенном переулке. В этом доме когда-то Пушкин впервые читал свою трагедию «Борис Годунов». http://s48.radikal.ru/i120/1006/7c/6c6c4d4a0c72.jpg Первая публикация — стихотворение «Мир в рупоре» (Пионерская правда. 1932. 23 мая, за подписью Александр Гинзбург). http://s54.radikal.ru/i145/1006/5d/4d440e540a2f.jpg После девятого класса Галич почти одновременно поступил в Литературный институт им. А. М. Горького и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского, ставшую последним курсом Станиславского, который он не успел выпустить. Литературный институт вскоре бросил, а через три года оставил и Оперно-драматическую студию. Он перешёл в Театр-студию А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека (1939). В феврале 1940 года студия дебютировала спектаклем «Город на заре» с коллективным авторством. Одним из авторов пьесы стал Галич. Это был его дебют в драматургии. Когда началась война, Галича призвали в армию. Но медицинская комиссия обнаружила у него врождённый порок сердца и освободила от службы. Галич устроился в геологоразведочную партию и отправился на юг. На юге, в Грозном, он попал в театр, в котором работал до декабря 1941 года. Отсюда Галич уехал в Ташкент, где Арбузов начал формировать театральную группу из своих бывших студийцев. http://s61.radikal.ru/i174/1006/1e/b981d68ae53e.jpg http://i073.radikal.ru/1006/2c/4280dbf5be57.jpg В Ташкенте Галич сходится с актрисой Валентиной Архангельской, брак с которой регистрирует в 1942 году, после возвращения в Москву. В мае 1943 года у них родилась дочь Александра (Алёна). В 1945 году Валентина Архангельская получает место ведущей актрисы в Иркутском Драматическом театре и уезжает из Москвы. Это со временем приводит их к разводу. В 1947 году Галич женится на Ангелине Николаевне Шекрот (Прохоровой). http://s41.radikal.ru/i091/1006/cb/a910df03aa58.jpg Алёна Галич Драматургия http://s61.radikal.ru/i173/1006/14/5ef222e1e028.jpg http://s53.radikal.ru/i140/1006/6b/6a3a6f534c34.jpg В ранний период своего творчества Галич написал несколько пьес для театра — «Улица мальчиков» (1946), «Вас вызывает Таймыр» (в соавторстве с К. Ф. Исаевым) (1948, снят фильм в 1970), «Пути, которые мы выбираем» (или «Под счастливой звездой», 1954), «Походный марш» (или «За час до рассвета», 1957), «Пароход зовут „Орлёнок“» (1958), «Много ли человеку надо», а также сценарии фильмов «Верные друзья» (1954) (совместно с К. Ф. Исаевым), «На семи ветрах»(1962), «Дайте жалобную книгу» (1964), «Третья молодость», «Бегущая по волнам» (1967), «Государственный преступник». http://s50.radikal.ru/i129/1006/3e/48f2b566b746.jpg Пьеса «Матросская тишина», написанная в 1958 году для открывающегося тогда театра «Современник», была впервые поставлена только в 1988 году О. Табаковым. Стихи и песни http://i073.radikal.ru/1006/1b/c17593699c33.jpg С конца 1950-х гг. Галич начинает сочинять песни, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Отталкиваясь в какой-то мере от романсовой традиции и искусства А. Н. Вертинского, Галич стал одним из самых ярких представителей жанра русской авторской песни (наряду с В. C. Высоцким и Б. Ш. Окуджавой), который вскоре развили барды и который с появлением магнитофонов приобрёл огромную популярность. В этом жанре Галич сформировал своё направление. http://s39.radikal.ru/i086/1006/aa/9a58ad1b49d3.jpg Александр Галич на сцене фестиваля Новосибирск-68 Первые песни — «Леночка» (1959), «Про маляров, истопника и теорию относительности» и «Закон природы» (обе 1962) — будучи относительно безобидными в политическом отношении, тем не менее резко диссонировали с официальной советской эстетикой. Так начался перелом в творчестве Галича. Перелому в творчестве весьма благополучного советского литератора способствовала и история с несостоявшейся премьерой пьесы Галича «Матросская тишина», написанной для создававшегося театра «Современник». Уже отрепетированную пьесу запретили к показу, заявив автору, что он искажённо представляет роль евреев в Великой Отечественной войне. Этот эпизод Галич потом описал в повести «Генеральная репетиция». Конфликт с властями В дальнейшем его песни становились всё более глубокими и политически острыми, что привело к конфликту с властью. Галичу было запрещено давать публичные концерты. Его не печатали и не позволяли выпустить пластинку. По сути дела, это был запрет на любую профессиональную деятельность и работу. http://s49.radikal.ru/i124/1006/d6/4e653f6e342a.jpg Он выступал со своими песнями по квартирам, на так называемых домашних концертах, собиравших ему очень небольшие заработки; его песни распространяли и передавали друг другу в магнитофонных записях, благодаря которым он становился всё больше популярен и которые изымались при обысках. http://s15.radikal.ru/i188/1006/3d/abe9302538cc.jpg Как-то Валентин Николаевич Плучек решил пригласить Галича, как своего бывшего ученика по студии, выступить с песнями для актеров театра Сатиры, который он тогда возглавлял, по случаю какого-то праздника на капустнике, куда зрители вообще не допускались. Галич с радостью согласился. Самодельное объявление было вывешено во внутреннем помещении театра, куда посторонние, в том числе зрители, не допускались. Но даже этот, сугубо внутренний концерт был категорически запрещён властями. Плучеку позвонили из Министерства культуры и потребовали отменить выступление Галича. В 1969 г. в издательстве «Посев» вышла книга его песен. Именно это послужило причиной его исключения из Союза писателей (1971) и Союза кинематографистов и Литфонда (1972). Запрещена пьеса «Матросская тишина» (1957), травля в печати, прекращение публикаций в официальной прессе (1968, за участие в Фестивале бардов в Новосибирске). Член-корреспондент Комитета прав человека в СССР (1970—1973). Участник петиционных компаний. Высылка и смерть В 1971 г. Галич был исключён из Союза писателей СССР, членом которого он был с 1955 г. (этому посвящена песня «От беды моей пустяковой»), а в 1972 г. — из Союза кинематографистов, в котором состоял с 1958 г. В 1972 году, после третьего инфаркта, Галич получил вторую группу инвалидности и пенсию в 54 рубля в месяц. http://i066.radikal.ru/1006/3b/c3bc7e61a08f.jpg В 1974 году Галич был вынужден эмигрировать. О деталях источники расходятся. По одной версии, он номинально выехал в Норвегию для участия в семинаре по творчеству Станиславского, но сразу после пересечения границы был лишён советского гражданства. По другой — эмигрировал «по израильской визе». 22 октября 1974 года постановлением Главлита по согласованию с ЦК КПСС все его ранее изданные произведения были запрещены в СССР. Первым его пристанищем за рубежом стала Норвегия, затем он переехал в Мюнхен, где некоторое время работал на американской радиостанции «Свобода». Потом Галич поселился в Париже, где погиб 15 декабря 1977 г. от удара электрическим током от радиоаппаратуры. Существует версия, что это было убийство, причём версии о том, кто именно убил Галича, разнятся до противоположности: согласно одним, Галича убили агенты КГБ, мстившие ему за антисоветскую деятельность; согласно другим — Галича убили агенты ЦРУ, которые боялись, что Галич, которого мучила ностальгия, решит вернуться в Советский Союз и этим существенно подорвёт имидж диссидентского движения. Между тем, парижские знакомые Галича (Владимир Максимов, Василий Бетаки) заявляли, что причиной его смерти стал именно несчастный случай: Александр Галич похоронен в Париже на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа (фр. cimetière communal de Sainte-Geneviève-des-Bois). http://s53.radikal.ru/i140/1006/77/69cb34260dfe.jpg Могила А. А. Галича и его жены на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа "Это земля, на которой я родился. Это мир, который я люблю больше всего на свете… Это всё равно то небо, тот клочок неба, который мой клочок. И поэтому единственная моя мечта, надежда, вера, счастье, удовлетворение в том, что я всё время буду возвращаться на эту землю. А уж мёртвый-то я вернусь в неё наверняка…" А. Галич. Произведения Галича: Книги: Александр Галич. Когда я вернусь. Полное собрание стихов. — 1977 г. — составлено, 1989 г. издано в России. Александр Галич. Петербургский романс. — «Художественная литература», 1989. Александр Галич. Возвращение. — «Музыка», 1990. Александр Галич. Генеральная Репетиция. — «Советский писатель», 1991. Александр Галич. Песни. Стихи. Поэмы. Киноповесть. Пьеса. Статьи. — «У-Фактория», 1998. Александр Галич. Верные друзья. — Екатеринбург: «У-Фактория», 1998. Александр Галич. Возвращается вечером ветер. — М.: Эксмо, 2003. Александр Галич. Матросская тишина. — М.: Эксмо, 2005. Александр Галич. Стихотворения и поэмы. — 2006. Александр Галич. Облака / Составитель, автор предисловия Н. Г. Крейтнер. — СПб.: Азбука, 2008. Пьесы: Улица мальчиков — 1946 Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым), «Огонёк», 1948, № 22 Положение обязывает (совместно с Г. Н. Мунблитом), 1949 Походный марш, «Театр», 1957, № 3 Город на заре (совместно с А. Н. Арбузовым и др.), «Театр», 1957, № 11 Пароход зовут «Орлёнок», «Современная драматургия», 1958, № 6 Фильмография: Сценарии к фильмам: 1951 — В степи (совместно с Петром Павленко) 1954 — Верные друзья (совместно с К. Ф. Исаевым) 1955 — Упрямое тесто (мультфильм) 1956 — Сердце бьётся вновь 1958 — Мальчик из Неаполя (мультипликационный) 1962 — На семи ветрах 1964 — Государственный преступник 1964 — Дайте жалобную книгу 1965 — Третья молодость (советско-французский фильм) 1967 — Бегущая по волнам 1968 — Русалочка (мультипликационный) 1970 — Вас вызывает Таймыр (совместно с К. Ф. Исаевым) 1976 — Когда я вернусь (документальный, реж. Гольдин, Рафаил Юльевич. Норвегия) 2004 — Папа (Фильм снят по мотивам пьесы Галича «Матросская тишина») Дискография: 1974 — Крик шёпотом Интересные факты: В песне Галича «Красный треугольник» действует персонаж «товарищ Парамонова». В кинематографических кругах считалось, что это имя выведено Галичем не случайно. Среди его знакомых была «товарищ Парамонова» — Кира Константиновна Парамонова, редактор Госкино и преподаватель сценарного факультета ВГИКа. Однажды ей пришлось срочно занять место председателя жюри конкурса детского фильма на Московском кинофестивале — по какой-то причине от этого поста в последний момент отказался кинематографист из страны социалистического лагеря. Такой пост надо было «заслужить». По слухам, Парамонова активно выступала против сценариев Галича. Вот что рассказывала о Кире Константиновне учившаяся у неё Рената Литвинова: «Красавица. Блондинка. Киноведка. Про нее даже Галич песни пел какие-то». http://s45.radikal.ru/i109/1006/ab/6eb0a469cd99.jpg 16.02.1925 - 23.10.1998 Младший брат Галича Валерий Гинзбург стал известным кинооператором. Среди снятых им фильмов — «Солдат Иван Бровкин», «Когда деревья были большими», «Живет такой парень». P.S. В статье дан далеко неполный перечень произведений Александра Галича. Фотографии взяты с сайта: http://aleksandrgalich.clan.su/ http://s54.radikal.ru/i143/1006/57/1e3b7e430c16.jpg Официальный сайт: http://agalich.narod.ru/ http://s41.radikal.ru/i093/1006/ec/ac3560f548fa.jpg Александр Галич на портале bard.ru: http://www.bard.ru/galich/ Информационный портал РУССКОГО ШАНСОНА |
К 95-летию Александра Галича.
«Стрелки рвутся бежать обратно»
http://i58.fastpic.ru/big/2013/1021/...8077811798.jpg Борис Вишневский Будь он официальным, верноподданным, правильным, обласканным, увешанным орденами и премиями – вчерашний вечер, посвященный его 95-летию, проходил бы не в камерном зале петербургского Интерьерного театра, а на многотысячной арене. И в фойе было бы не протолкнуться от всевозможных «випов» и «светских знаменитостей». И телевидение взахлеб рассказывало бы о нем, и давало слово встречавшимся с ним современникам… Но он и сегодня – как и при жизни, — не в чести у властей. ------------------------------------------------------------------------------ Потому что и сегодня, — как и прежде, — его строки невероятно актуальны. С их разящим разоблачением официальной лжи, и убийственной сатирой. Давным-давно, в 1991-м, после Августа, нам казалось, что Галич – это навсегда ушедшая история. Что все, о чем он писал – это наше прошлое, которое никогда больше не вернется. Наш страшный сон, который никогда больше не повторится. Но прошлое вернулось. И точно так, как об этом когда-то написал Галич: На часах замирает маятник, Стрелки рвутся бежать обратно: Одинокий шагает памятник, Повторенный тысячекратно. Я открою окно, я высунусь, Дрожь пронзит, будто сто по Цельсию! Вижу: бронзовый генералиссимус Шутовскую ведет процессию. Оно вернулось не сегодня и не вчера. Оно начало возвращаться двадцать лет назад – когда отшумели и сгинули "крикуны и печальники" времен "демократической весны", а в начальники вышли молчальники. Бургомистры и Генрихи. Отсидевшийся в окопах второй эшелон номенклатуры. Оно вернулось осенью 1993-го – точно так, как у Галича: Опять над Москвою пожары, И грязная наледь в крови. И это уже не татары, Похуже Мамая – свои! Из окон ворот, подворотен, Глядит, притаясь, дребедень. А суть мы потом наворотим, И тень наведем на плетень! Оно вернулось, когда в эфире нас захлестнула пропагандистская ложь, заменившая собой правду. И сразу вспомнилось: Время сеет ветры, мечет молнии, Создает советы и комиссии, Что ни день – фанфарное безмолвие Славит многодумное безмыслие Бродит Кривда с полосы на полосу, Делится с соседской Кривдой опытом... Оно вернулось в путинские годы – когда знаменитое «Смеешь выйти на площадь в тот назначенный час?!» вновь стало восприниматься как совсем не риторический вопрос. Оно вернулось, когда ликующие толпы «запутинцев» прославляли в Лужниках своего «национального лидера». Точно так, как когда-то написал Галич: Счастье не в том, что один за всех, А в том, что все – как один! Оно вернулось в августе 2008-го, во время позорной войны с Грузией — и строки Галича 40-летней давности оказались как будто написанными сегодня: Снова, снова, громом среди праздности, Комом в горле, пулею в стволе: Граждане, Отечество в опасности! Наши танки на чужой земле! Оно вернулось, когда очень многие снова начали «молчать по-разному», «для надежности спрятав глаза», но «не против, конечно, а за». И оно возвращается раз за разом, когда нас призывают слепо поверить очередному вождю. Неужели ничему не научили эти строки Галича из «Поэмы о Сталине»? Не бойтесь тюрьмы, не бойтесь сумы, Не бойтесь мора и глада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!» Кто скажет: «Идите, люди, за мной, Я вас научу, как надо!» И, рассыпавшись мелким бесом, И поклявшись вам всем в любви, Он пройдет по земле железом И затопит ее в крови. И наврет он такие враки, И такой наплетет рассказ, Что не раз тот рассказ в бараке Вы помянете в горький час... Ах, как нам его не хватает все эти годы! Его голоса, его стихов и песен, его мужества и доброты, его бесстрашия и сострадания. И особенно не хватает сегодня — когда страну накрывает мутная волна ксенофобии и расизма, погромов, облав и зачисток. Можно не сомневаться: Александр Галич не молчал бы. Ему не нужно было бы дожидаться призыва Айдера Муждабаеваа к русским писателям – остановить «стыд, отупление и безумие», — чтобы поднять свой голос… P.S. А вечер в Интерьерном театре получился замечательным! Огромное спасибо главному режиссеру Николаю Беляку, главному художнику Марку Борнштейну и другим организаторам. Все было здорово: сцены из спектакля по стихам и песням Галича, архивное видео – с песнями Александра Аркадьевича в его исполнении, потрясающий рассказ Александра Марголиса (тогда – студента второго курса Новосибирского университета) о легендарном концерте Галича весной 1968 года в Доме ученых в Академгородке. Выступали Оля Старовойтова, Светлана Кульчицкая, Нина Аршакуни... Я рискнул спеть под гитару свою песню памяти Галича, написанную 19 октября 1988 года – ровно 25 лет назад. Вроде бы, общей картины не портил. Для тех, кому интересно – текст песни: Поэты возвращаются посмертно Из чуждых стран и отчих лагерей Толпою окруженные несметной Внезапно объявившихся друзей Торжественно забыты прегрешенья, Чтоб сохранить достоинство страны Поэты с христианским умиленьем Своими палачами прощены Воспоминаний пенится поток, Грохочут переполненные залы Простишь ли ты Отечество, пророк — То, что тебя со свистом распинало? Как пятаки, штампуются портреты, И, не скупясь, награды раздают Возвращены вчерашние поэты, На эшафот — сегодняшних ведут Кто на кресте — тот истинный пророк! Такая честь немногим выпадала Ведь, заперев границы на замок, Отчизна только лучших изгоняла Кривых зеркал ласкает отраженье — Себя прямым кривой считает мир Отринь, пророк, ненужное прощенье, Борись за честь изгнания, кумир! 19 октября 1988 Ленинград. Источник: http://nnm.me/blogs/lisrnd/strelki-r...t-obratno/#cut |
Часовой пояс GMT +3, время: 20:36. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot