![]() |
Беляев Константин Николаевич
Беляев Константин Николаевич (23.11.1934 - 20.02.2009) - исполнитель, поэт и композитор, родился в поселке Большая Долина, станция Акаржа (немецкое поселение под Одессой в 1920-х годах). Мать - Надежда Александровна работала в совхозе, отец - Николай, погиб на фронте, есть младший брат. В 1946 году Константина отправили в одесскую спецшколу-интернат с преподаванием ряда предметов на английском языке, там учился до 1953 года. Спецшкола находилась на Большом Фонтане, а потом переехала на улицу Ботаническую. Затем Беляев переехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков, там проучился три года, а затем, в период хрущевской демобилизации (так называемый "Миллион шестьсот сорок тысяч"), почти весь курс был расформирован (октябрь 1956 г.). В связи с тем, что продолжить учебу не представлялось возможным, Беляев завербовался через МПС и поехал работать учителем английского языка на станцию Отар, под Алма-Атой, там преподавал в течение года английский язык в старших классах. После этого вернулся в Москву и поступил на переводческий факультет Иняза, который закончил в августе 1960 года и по распределению попал в международный отдел аэропорта Шереметьево на должность диспетчера-переводчика. Живя в общежитии аэропорта, году в 1961 начал осваивать гитару, начал петь и сочинять песни. В 1963 году Беляев уволился из Шереметьево и перешел в пединститут имени Ленина на преподавательскую работу, там работал около трех лет, создал женский студенческий ансамбль. Затем Константин Беляев преподавал в МГИМО, английской спецшколе, Инязе им. М. Тореза, в Академии внешней торговли и Институте стали и сплавов, в котором работал до 1983 года (до ареста). В 1966-67 году Константин Николаевич познакомился с Юрой Мироновым, Давидом Шендеровичем, который организовывал записи и концерты шансонных бардов в Москве, в том числе Аркадия Северного, и другими. Первые записи Беляева, Миронова и других проводились во второй половине 60-х годов в Доме науки и техники, который находился напротив музея имени Пушкина на Волхонке. Звукорежиссером был Алексей Манхегов, который там работал. В эти же годы Беляев увлекся коллекционированием дисков, которых к 1983 году накопилось более восьмисот. В конце шестидесятых Беляев познакомился и подружился с поэтом и художником Игорем Эренбургом, до этого уже был знаком с Сашей Щербаковым (Шлёмиком), Димой Дмитриевым и Владимиром Хазовым, с которыми начал исполнять и записывать песни, в том числе и песни Игоря Эренбурга, которые поет и по сей день. Основные записи концертов происходили в Москве (у Давида Шендеровича и других) и Одессе (у Стаса Ерусланова), иногда Ерусланов приезжал в Москву и организовывал запись у Беляева дома. В Петербурге Беляев записался во время приезда на 20-ю годовщину со дня смерти Аркадия Северного (у Сергея Ивановича Маклакова). Автор многих известных песен и составитель цикла частушек "Кругом одни евреи". В 1970-х годах жил на ул. Горького, два года снимал квартиру у знаменитой исполнительницы цыганских песен Ляли Чёрной. В 1983 году был осужден на 4 года (ст. 162 УК РСФСР, незаконный промысел), срок отбывал в лагере усиленного режима в Устюжне под Вологдой, следствие длилось около года, за это время Беляев сменил четыре тюрьмы ("Матросская тишина", Бутырская тюрьма, Краснопресненская-пересыльная и Вологодская). После освобождения некоторое время работал ночным сторожем в гаражных обществах, затем - воспитателем в школе-интернате для детей-сирот. С 1988 по 1993 год занимался частным бизнесом, параллельно активно начал записываться. В 1996 году впервые записался на профессиональной студии "Рок-Академия,", после чего в 1997 вышел первый официальный сольный диск "Озорной привет из застойных лет". За период с 1966 года по настоящее время записал около 70 альбомов и концертов, постоянно производится оцифровка и восстановление старых катушечных записей. В репертуаре примерно 500-600 песен: лирика, романсы, цыганщина, одесские юморные и озорные, приблатненные. Женат третьим браком, проживал в Москве. 20 февраля 2009 года в Москве на 75 году жизни умер Константин Николаевич Беляев. 19 февраля Константину Николаевичу была проведена операция в одной из московских больниц, после чего он был переведен в реанимационное отделение, где и скончался. Информационный портал РУССКОГО ШАНСОНА |
Памяти Константина Беляева
(опубликовано в моем ЖЖ 6 апреля 2009г) Я был вчера у самогó Беляева, у Кости, От юморных баллад его Вибрировали кости... http://severnij.dp.ua/var/k/LJ/belyaev/belyaev05.jpg 20 февраля 2009 года, как раз в день моего сорокалетия, в Москве на 75 году жизни умер Константин Николаевич Беляев, "последний из могикан",- последний "не эмигрант" из тех, кто в 60-70-80 годах пел "подпольные" песни, которые потом на "магнитоиздатских" катушках "со скоростью 19.05 см/с" "раскатывались" по Союзу. Сам себя он часто называл "московский одессит". Константин Николаевич родился в поселке Большая Долина, под Одессой, и с 1946 года учился в одесской школе-интернате. Потом уехал в Москву и поступил в Институт военных переводчиков. Работал преподавателем английского языка, в том числе в МГИМО. В "андроповском" 1983м году Беляев был арестован и осужден на четыре года лишения свободы за "незаконный промысел" (ст. 162 УК РСФСР),- за фирменные "пласты", которые он собирал, и которых к тому времени у него накопилось более восьмисот. (Под эту же андроповскую гребенку "по борьбе с..." попал, например, и Александр Новиков, екатеринбургский автор и исполнитель.) http://severnij.dp.ua/var/k/LJ/belyaev/belyaev03.jpg К.Н.Беляев, 1978г А на Крещатике гремит Беляев Костя, Он под гитарку тихим голосом поёт, Но Костю в песенках, бывает, так заносит, Что уши вянут, пот холодный прошибёт... Такие строчки в 1977 году спел Аркадий Северный. Действительно, многие песни из репертуара Беляева нельзя представить без "крепкого русского слова,- его невозможно не знать". Но он не просто пел матерные частушки или "Куплеты Евы",- он сам дописывал их или менял слова так, чтобы сделать эти произведения народного творчества актуальными. Константин Николаевич часто в начале концерта говорил, что концерт будет "исключительно хулиганским", и потом мог почти полчаса без передышки, на одном дыхании, петь эти самые частушки: Мне приснился в неглиже Депутат Владимир Жэ. Отчего Владимир Жэ Всюду ходит в неглиже?! Милый не голубоглазый - сероглазый он такой. Почему же все ребята его дразнят: "Голубой!"? Пионеры Ильичу В жопу вставили свечу,- А чтоб горела та свеча, Как лампочка Ильича! Хрущев Сталина посмертно в говно сунул головой, Самого же обосрали, когда был еще живой! Что на выборы являться? Голосуй - не голосуй, Власти будут обжираться, А мы будем сосать хуй! Перестройка, перестройка - я и перестроилась! У соседа хуй здоровый - я к нему пристроилась! А депутатов все не любят,- А я буду их любить! Ох, и умные ж, бля, люди - Знают, как народ дурить! Опа, опа, зеленая ограда, Девки выебли попá,- так ему и надо!.. Конечно, без "еврейской темы" концерты Беляева тоже не обходились... Вряд ли такие песни можно называть антисемитскими,- скорее, наоборот, в них высмеивались многие штампы и предрассудки, которые жили и в советское время, и живы до сих пор. Во всяком случае, эти песни не мешали старой дружбе Беляева со "знаменитым московским евреем" Давидом Григорьевичем Шендеровичем, который, кстати, имел отношение к организации московских концертов Аркадия Северного. Чудный лес под солнцем зреет В среднерусской полосе: Все медведи там - евреи, Барсуки - евреи все! Тут звучали и знаменитые "Куплеты про евреев", и разные переделки известных песен, как, например, вот эта, на мотив "В нашем доме поселился замечательный сосед": Мне бы выпить и пожрать бы, денег нету, но - шалишь! К Саре я пойду на свадьбу, чтобы кушать рыбу-fish. Будет горькая наливка - это точно, как часы, Будет сладкая подливка, и не будет колбасы! Только олухи грузины увлекаются овцой, Все жиды на именинах объедаются мацой. До утра не утихает флейта, скрипка, барабан, Пляшет твист толстуха Хая, Мойша писает в чулан. Константин Николаевич никогда не называл себя автором "Куплетов про евреев", но уж систематизировал и дописал он их - это точно. Ну, и поддерживал в актуальном состоянии, напр., заменяя "Вот гроссмейстер Петросян" на "Вот сатирик Петросян",- и то, кто в 2003м помнил Тиграна Петросяна? В жаркой Африке народы Есть и простенькой породы, Ну, к примеру, вот пигмей - Очень махонький еврей. Шанкр вместе с гонореей Тоже выдумал еврей, И ужасный вирус СПИД Тоже, бля, придумал жид... В нашей Думе делегат - И по роже он пархат, Всем клянётся: не пархат,- У него папа адвокат! Евреи, бля, евреи, кругом одни евреи... В Киев Никсон прилетел, На Крещатик поглядел,- На коне сидит Богдан, Ну вылитый Моше Даян... Легче сделать льву минет, Попасть к Вове в кабинет, Себя в жопу целовать, Чем еврея объебать. Упал, параличом разбит: Оказалось, сын мой - жид! Не рехнуться б мне, друзья, Может быть, еврей и я... Ведь евреи, евреи, кругом одни евреи... В 2000х во многих песнях Константин Беляев касался и некоторых острых политических тем. Вот о журналистах-проститутках: Когда усатую свинью Нам подают с экрана,- Брюзжит, берет ли интервью У жирного барана... Или о чеченской войне: Скажи, зачем и почему С Чечнёй затеяли войну, Где полегло так много нашего народа? А депутатам наплевать, Что полегло их тысяч пять,- Лишь бы качать спокойно нефть с нефтепровóда! http://severnij.dp.ua/var/k/LJ/belyaev/belyaev01.jpg http://severnij.dp.ua/var/k/LJ/belyaev/belyaev02.jpg К.Н.Беляев в Крыму, конец 60х гг Но, конечно, и о женщинах Константин Николаевич не петь никак не мог! Посмотрите на фотографии: красавец мужчина, высокий, стройный, холеный,- сейчас бы сказали: "настоящий мачо". Да таким он и оставался до конца жизни. И потому пел много лирических песен, но не "любовь пришла - любовь ушла, больно мне, больно...", а совершенно особые. Например, про женские ноги: Где б я ни был в далёком краю, Наставляя мужьям чьим-то рóги, Я всегда с наслажденьем пою Про твои волосатые ноги. Мы расстались с тобой так давно,- Разошлись где-то наши дороги,- Но забыть не могу всё равно Я твои волосатые ноги. Я их снова облапать хочу, Эти заросли сóздали боги! Если ночью приснятся - хочу Лишь твои волосатые ноги!.. Или, вот, про грудь: Я не знаю сам, что делаю, Вы, надеюсь, мне поверите: Ослепили груди белые, Расположенные спереди. Уж они такие смуглые, До того ж они отличные,- До безумия округлые И на диво симметричные. По какому только праву я,- Сам не знаю,- их обследую? Та, что справа грудь, та - правая, Ну, а слева, значит, левая... Вот совершенно потрясающая нежная и лирическая песня: Ты скучаешь, вата валит с неба,- По неделям вьюги и метели. У дороги домики под снегом, Будто белые медведи. Заплутали мишки, заплутали, Заблудились в паутинках улиц. И к Большой Медведице, как к маме, В брюхо звёздное уткнулись. Молоком течёт по снегу ветер, Обдувая сгорбленные крыши, Будто белых маленьких медведей Мама языком шершавым лижет. Не грусти, сбываются надежды, Хоть деревья в зимних одеяньях,- Будто мишки в шубах белоснежных, Крýжатся под северным сияньем. http://severnij.dp.ua/var/k/LJ/belyaev/belyaev.jpg Яков Браславский, Константин Беляев, Сергей Лепёшкин, Москва, 5 января 2000г http://severnij.dp.ua/var/k/LJ/belyaev/belyaev04.jpg Константин Беляев и Николай Резанов на могиле Аркадия Северного, С-Петербург, 2000г С Константином Беляевым ушла целая эпоха. Эпоха, в которой жили и творили классики "подпольной" песни: Аркадий Северный (умер в 1980г), Владимир Шандриков (умер в 2003г), Владимир Сорокин (умер в 1995г), Николай Резанов (умер в 2006г)... Какой там, к черту, юбилей?! Какие там годá?! Расскажет вам любой еврей, Что Костя пел всегда! Москву, и Питер, и Ростов Он покорил подряд, И тёлки разных возрастов Тайком его хотят. Ему хоть семьдесят, А хоть сто семьдесят,- И то, что бог послал,– дар божий не висит! Он пел и будет петь, И всех поцóв иметь,- Беляев Костя, наш московский одессит! Он видел зону и тюрьму, Он с чёртом был на "ты", Но, видно, пóхеру ему Поганые менты! И не к лицу ему слеза,- Он в плаче не утоп, И он по-прежнему гроза Для смачных женских жоп! Ему хоть двадцать два – А хоть сто двадцать два, Жена поймёт, не заревнует и простит, Адреналин в крови,- Он спел ей о любви,- Беляев Костя, наш московский одессит! И пусть проскочит сотня лет, И двести лет пройдёт, И кто-то скажет: "Кости нет",- Мол, Костя не поёт! Вглядись: у Дюка баб толпа, И струн знакомых звон, И там звучат такие "па", Что может только он! Ему хоть триста лет, А хоть пятьсот,- Ведь он прижизненно в бессмертие отлит! Не заглушат годá, И с нами он всегда,- Беляев Костя, наш московский одессит! Использованы материалы официального сайта Константина Николаевича Беляева http://kbelyaev.ru/ и из личного архива автора. В статье приведены фрагменты песен из репертуара К.Н.Беляева на стихи различных авторов (расшифровка фонограмм выполнена Сергеем Лахно). В качестве эпиграфа и постскриптума использовано стихотворение Николая Егорова. P.S. Я верю: время пробежит, И будет на погосте Мой грешный труп, как Вечный Жид, Всегда скучать по Косте!.. P.P.S. Оригинал статьи: http://rsx11m.livejournal.com/42407.html |
Костя Беляев в Гнезде Глухаря 26 августа 2005 года
http://i65.fastpic.ru/big/2015/0301/...b7a5af1e48.jpg http://i58.fastpic.ru/big/2015/0301/...37ff9d7afd.jpg http://i58.fastpic.ru/big/2015/0301/...a6aeb2fba3.jpg http://i60.fastpic.ru/big/2015/0301/...d7f6ce2aae.jpg http://i66.fastpic.ru/big/2015/0301/...f2ad4c7b85.jpg |
Часовой пояс GMT +3, время: 17:59. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot