![]() |
Влияние компрессии динамического диапазона СД-диска на качество звучания
Влияние компрессии динамического диапазона СД-диска на качество звучания http://img-fotki.yandex.ru/get/5813/...acd4f_orig.jpg При выборе музыкальных СД-дисков большое значение играет динамический диапазон записи. Именно из-за сознательно суженного (компрессированного) звукорежиссером динамического диапазона записи на компакт-диске могут возникнуть претензии к звучанию. Компрессия по звуковому диапазону применяется все чаще не только на этапе финальной подготовки диска. Любая компрессия DR (динамического диапазона) негативно сказывается на впечатлениях при прослушивании. Если вы вставили диск в СД-проигрыватель и у вас при прослушивании остается стойкое ощущение каши и сумбура, "грязного" звука — это признак того, что диск немилосердно сжат по динамическому диапазону. Что же такое динамический диапазон и для чего его вообще нужно сжимать? Сжимать динамический диапазон не нужно, его сжатие можно воспринимать, как уродование звука. Динамический диапазон — это диапазон между самыми тихими и самыми громкими звуками на фонограмме. Естественно, чем он больше, тем более тонко (если это требуется) может быть подан музыкальный материал, где в трехмерном пространстве будет слышно все — от турбуленции воздуха от дирижерской палочки, до выстрела из пушки. В чем теоретический минус? Во многих симфонических концертах динамический диапазон очень большой и есть места где музыканты играют крайне тихо, а есть, где нарастает экспрессия и музыка грохочет. При прослушивании, в таких композициях устанавливается громкость усилителя достаточно высоко и становятся прекрасно слышны, как самые тихие звуки, так и по мере нарастания, очень громкие. http://img-fotki.yandex.ru/get/17918...20684_orig.jpg В переносных устройствах (смартфоны, планшеты) стоят маломощные усилители, которые, сомнительно, что могут все это отыграть в полном диапазоне с приемлемой громкостью. Поэтому стали применять компрессию — самые тихие звуки по громкости подтягивают к самым громким (получается фактически, что начинают шепотом орать), динамический диапазон сужается, но громкость в целом возрастает на 30%, что плюс для мобильных устройств, которые прослушиваются в агрессивной для прослушивания среде (шумная улица, метро). Мобильная музыка во всех случаях — это компромисс между качеством и удобством. Производители готовы пожертвовать качеством звучания ради любителей мобильной музыки, но портят в итоге музыку для всех. http://img-fotki.yandex.ru/get/3812/...a66a0_orig.jpg На примере альбома группы ZZ Top — уродование звука более поздними релизами. В ремастере 2008 года уже даже не угадываются первоначальные контуры. Приходится в коллекцию искать СД-диски не изуродованные компрессией динамического диапазона, что сейчас становится нелегкой задачей. http://img-fotki.yandex.ru/get/4137/...23776_orig.jpg Чтобы определить динамический диапазон СД-диска, достаточно установить плагин Dynamic Range Meter измеряющий динамический диапазон в проигрыватель foobar2000. Точнее, он меряет некий пик-фактор — разницу между пиковыми уровнями и RMS (среднеквадратичным значением уровня звука в альбоме или аудиотреке). Если значение пик-фактора (DR) динамического диапазона фонограммы равно 14 — это великолепный показатель. Если вы увидите значение 15 — это близко к фантастике. Но этот показатель сильно зависит от жанра в котором вы слушаете музыку. Для рок-музыки в целом хороший результат начинается с DR 10. Например, альбом группы Nazareth "Sound Elixir" на СД имеет DR равный 10 и при этом прекрасно звучит, благодаря использованию электронных инструментов. Для heavy и thrash-метал так же вполне достаточно DR в районе 10, так как, в большинстве случаев, в этой музыке нет сильных звуковых перепадов. Обширнейший динамический диапазон требуется для воспроизведения акустических инструментов — гитары, саксофона и тд. В таких случаях порадует разница диапазона от 13 до 15. В целом большинство хороших СД дисков показывает DR от 11 до 14. Но встречаются диски имеющие динамический диапазон равный 15 (например СД-диск группы Телевизор "Отечество иллюзий") и даже 18. Диски с большим DR слушаются с огромным удовольствием — их звучание открытое, естественное, лишенное цифровой сухости и тяжеловесности. Если же прослушивание диска кажется вам грязноватым, но терпимым, то скорее всего вы нарвались на компрессированный по динамическому диапазону диск со значением примерно 8. С таким значением идут многие ранние концерты группы Nazareth и других — это удручает, так как такая интересная и богатая на инструменты музыка достойна лучшего качества. Порой вызывает недоумение, когда априори аудиофильские исполнители выпускают записи своих концертов с сильной компрессией. Например диск Sade Soldier of Love выпущенный в 2010 годe имеет DR динамического диапазона равный всего лишь 10. При этом, композиции наполнены прекрасным женским вокалом и акустическими инструментами. Здесь компрессия диапазона явно слышна и сильно разочаровывает. Становится непонятно для кого тогда этот диск записан в принципе. Его не станут слушать любители рэп и аналогичного, а для аудиофилов такое качество мало пригодно к прослушиванию. Более того, сегодня кто-то слушает на улице музыку с переносного СД-проигрывателя. Обычно в портативе используются файлы с музыкой, но не СД. Поэтому очевидного смысла коверкать запись на СД-диске для более высокой громкости не просматривается. Таблица минимального DR в соответствии с музыкальным стилем. http://img-fotki.yandex.ru/get/4125/...47ae1_orig.jpg Тогда становится разумным вопрос — в таком случае зачем портить СД-запись по DR? Если для смартфонов, то в них используют файлы, а не диски, в большинстве случаев это не аудиофильские форматы (mp3,AAC) , которые так же имеют деструктивную природу и ограничение еще и по частотному диапазону . Вопрос, почему нельзя СД-диски писать без компрессии остается риторическим. Как ответ этой ситуации на рынке стали появляться специальные "аудиофильские" диски без компрессии, например компиляция Audiophile World. Действительно, не компрессированный диск на дешевом переносном плеере или смартфоне в силу внешних шумов, которые замаскируют самые тихие звуки, будет звучать возможно неважно, а компрессированный покажется звучащим лучше в силу того, что громкость тихих звуков гиперзавышена и находится над внешним шумом. Но это, в любом случае, низкокачественное низкосортное воспроизведение и для высококачественного воспроизведения на хороших Hi-Fi/Hi-End аппаратах компрессированные записи не годятся. Статистика, к сожалению, свидетельствует, что производитель с каждым годом усиливает компрессию звукового материала, что конечно же негативно сказывается на качестве звучание на аппаратуре класса Hi-Fi. Это схоже с тем, что звукорежиссер озадачился целью, записать диск, который будет звучать отлично на фоне работающего отбойного молотка. Возможно в таких ситуациях это покажется прекрасным, но можно ли серьезно говорить о качестве звучания, если используется глубокая компрессия? Большинству аудиофилов не важна громкость диска, ее можно выставить любой на усилителе, важна чистота и детальность звучания, и многие другие параметры. С появлением современных высококлассных усилителей музыка открыла для себя новое измерение, которое добавляет к ней еще одну восхитительную грань — возможность большего вовлечения благодаря аудиофильской прорисовки музыкальных событий. В этом измерении воспринимается не только мелодия, но и каждый звук, который в хорошем тракте поет и восхищает, цепляет за струны души. Но ряд современных дисков после покупки хочется сразу выкинуть. Например альбом Madonna Handy Candy. Звук идет ужасно грязный, кашеобразный. Причина легко определяется при проверке на DR динамического диапазона. На диске он равен удручающему значению 5. Хорошо звучащими дисками можно считать записи имеющие диапазон минимально от 10 и выше. Диапазон СД-диска от DR 8 и ниже вызывает нехорошие ощущения. http://img-fotki.yandex.ru/get/6107/...23204_orig.jpg Многие предложат в виде панацеи прослушивание виниловых дисков, где компрессия маловероятна. Но компрессия маловероятна и на всех оригинальных СД старых выпусков (встречается DR до 18), а современный винил может быть так же компрессирован. Это первый аргумент, а второй происходит из того, замеренное значение DR динамического диапазона некоторых виниловых дисков и он оказался не очень высоким. Для разных виниловых дисков значение DR равно 12-14. Но остались серьезные подозрения, что нижняя граница определялась не самым тихим звуком, а рокотом и шумом самой виниловой пластинки из за механического характера считывания данных и тогда, вероятно, реальный DR имеет еще худшее значение. При этом не так редко можно встретить записи на СД с DR динамического диапазона равным 15. Кроме того на СД-диске существенно лучше выполнено разделение каналов и многие другие показатели. Cайт http://dr.loudness-war.info содержит каталог замеренных значений DR большого количества СД-аудио дисков. Из вышесказанного можно сделать вывод, что на качество звучания СД-диска оказывает большое значения интенсивность компрессии звукового диапазона. Надеюсь эта статья поможет вам подойти к отбору дисков по звучанию не только интуитивно, руководствуясь эзотерическими принципами, но и с использованием технического подхода. |
У всех foobar в наличии, так что замеряйте на доброе здоровье. Оцифровки от основных релизеров ниже DR 9 у нас на форуме просто не встречаются. CD-юшки есть (особенно среди новоделов), но они никому не интересны.
|
Спасибо Дмитрий, вот уж действительно интересная информация..... А апапарат на фотке - ВАААЩЕ!!!!!
|
Дмитрий Вы открыли великую тайну звуковиков,теперь они Вас будут искать :icon_crazy2:
Спасибо,интересно.:icon_good: |
|
http://img-fotki.yandex.ru/get/15508...7059e_orig.jpg
Код:
foobar2000 1.3 / Dynamic Range Meter 1.1.1 ***** Код:
|
Вот елы-палы...может лучше и не знать....проверил любимый альбом ARP BalladsIII, все не больше 8 ....:icon_crazy2:
|
ГеннадийС161, :icon_pardon:
что тут скажешь, скачивай из нашего раздела оцифровок без звуковой обработки, если не желаешь сознательно суженного (компрессированного) звука. :icon_friends: |
Дмитрий Так все только отсюда, losless :icon_crazy2:, ничего не понимаю....
|
ГеннадийС161, пардон - этот CD не фирменного производства нашего форума. :)
|
Глянул, на Фубаре (раздел DSP) активированы Resampler (Sox), Advanced Limiter, они ничего не "режут"? Я - про этот
http://img-fotki.yandex.ru/get/9827/...9e9f2_orig.jpg |
|
Ещё предварилка к мощнику в комплект шла.
И этот CD тоже не наш, это "пиратка" из Германии, для любителей слушать на мобильных устройствах в наушниках-затычках, наверное)) |
Кстати, ус недорогой, всем рекомендую, вместо новодельного ресивера, по той же цене, для музыки.
|
Цитата:
А усь недорогой - в лс - абсолютную цифру можно? |
Дмитрий, спасибо большое за статью! Очень познавательная!
Хотя может лучше и не знать чего там натворили. Сейчас прогнал через Dynamic Range Meter последний альбом Helloween японца, так значения колеблются от 6 до 8! Сейчас свои оригиналы оцифровок для интереса прогоню... Надеюсь не ниже будет... |
ГеннадийС161, я не знаю почем б.у. торгуют (зависит от изношенности) в березке в конце 80-х он стоил около 1300 чеков.
|
Спасибо за материал !
Я большой любитель слушать Музыку со смартфона - в хороших вставных наушниках. В пути и на прогулках. Только собственного изготовления , с виниловых пластинок. В формате вав 16/44 Можно и любые гигантские расширения - но это уже не особо отличается моими ушами. Забирайте Музыку в блога! |
Хорошая статейка полезна особенно для молодого поколения,хотелось только немного добавить о виниле.
Дело в том, что в чистом виде компрессия как таковая, при записи на виниловый диск не применяется! То есть максимальная громкость записываемого сигнала там конечно же ограничивается, но это ограничение по сути является лимитированием. Если условно взять в качестве оригинала электрический сигнал master-tape, то на электромеханическую систему резца рекордера лакового диска будет подаваться отнюдь не этот оригинал! А будет подаваться уже частотно-скорректированный по обратной коррекции RIAA сигнал (то есть завалены низа и задраны верха), к тому же жестко лимитированный по амплитудному значению! То есть все-таки лимитирование а не компрессия! Далее. Действительно при изготовлении виниловой пластинки, для получения качественного продукта производитель повязан по рукам и ногам! Судите сами - ширина звуковой канавки не превышает 50 микрон. В конусе этой канавки будет находиться будущая игла звукоснимателя. Боковые стенки канавки, левая и правая, имеют волнообразные нарезки в полном соответствии с формой записываемого звукового сигнала. Так вот, максимальная амплитуда пиков нарезки - и есть наша максимальная громкость сигнала! И понятно, что эта амплитуда не может быть бесконечной, поскольку она физически ограничена шириной канавки! Это раз. Два. Представьте, наша игла звукоснимателя находится в теле v-образной канавки. Если амплитуда нарезки на боковых стенках звуковой канавки не будет ограничена, то игла может просто выскочить из канавки! ( Вспомните, разве мы не замечали в прошлом, как на некоторых заведомо новых пластинках, игла беспричинно выскакивала из канавки? И этому даже не помогали изменения ни антискейтинга ни прижимной силы! ) Три. Производитель вынужден нарезать лаковый диск с так называемым переменным шагом. Это означает, что при изменении громкости записываемого сигнала ширина звуковой канавки меняется, и соответственно расстояние между центрами этих канавок тоже меняется. В свою очередь это порождает один неприятный дефект который иной раз замечается на некоторых пластинках. Он называется эффект "пред и пост эха". Причиной его является то, что на громких звуках, резец в сильно модулированной канавке за счет близкого расположения , так или иначе деформирует стенки предыдущей и последующей канавок в полном соответствии с импульсным сигналом. Поскольку у нас скорость 33 и 1/3, то это "пред и пост эхо" будет наблюдаться примерно через 1,8 сек. То есть, необходимо ли ограничивать динамический диапазон при записи виниловой пластинки? Ответ однозначный - несомненно! |
Аналогично, сейчас сборник сделаю на смартфон и пойду на пруд отдыхать.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6815/...a253a_orig.jpg Проигрыватель смартфона читает CUE разметку по трекам, на природе слушаю на динамики JBL, подключенные через блютуз. В mp3 никогда не пережимаю и частоту дискретизации не понижаю, карта памяти 64 GB, при желании легко подключить внешний диск. |
Сборник сейчас на форуме будет...
http://img-fotki.yandex.ru/get/3011/...eebd3_orig.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6510/...92db0_orig.jpg http://img-fotki.yandex.ru/get/6413/...31d71_orig.jpg ***** Код:
|
|
Неплохая мини-система за свои деньги!
На ютубе свучит Dire Straits - You and your Frand :icon_good: |
cибиряк, посмотрел отзывы на маркете
Цитата:
|
cибиряк, но, обычной то WAV (24.96) нарезанный на DVD болванку... так называемое аудио ДВД он прочитает и воспроизведёт? Там структура обычного DVD. Попробуй пожалуйста, мне напиши, может и сам перейдёшь на эти диски.
|
cибиряк, описание: http://vsetutonline.com/forum/showthread.php?p=240575
|
Более простой способ: http://vsetutonline.com/forum/showthread.php?t=41630
|
Цитата:
|
Если честно то видимо возраст уже сказывается и я не слышу разницы.Но разницу между винилом и кд слышу и очень хорошо. Кстати у меня ямаха 400 и двд не воспроизводит.
|
cибиряк, а вот попробуй. От неправильного даунсемплинга с оцифровок с большей частотой дискретизации, твои рипы скрипят на высоких, поэтому их и не скачивают.
...Мало скачивают. Та же проблемма у Георгия 50. |
Меня сейчас в личке спросили о проигрывателе для смартфона андроида читающего FLAC (WAV) СUE текстовую разметку по трекам.
Отвечаю здесь Проигрыватель Dead Beef Можно скачать на плэймаркете бесплатно и к нему кодеки. Звук замечательный и очень удобный! |
Цитата:
|
:icon_pardon: icon_pardon: но, я прекрасно этот звук слышу на компе с внешней аудиофаер в наушниках sennheiser и скачивать этот дунсэмплинг естественно не буду.
Кому без разницы пускай на здоровье качают. |
Цитата:
|
cибиряк, естественно, и скрипеть и лязгать металлом, mp3 поэтому и слушать долго утомительно!
|
Но, mp3 также можно сделать в 2 перехода, подобрав под жанр алгоритм сжатия... как и WAV 16.44,1 с плавной фильтрацией (к примеру, ресэмплером с сайта Наоки Шибата) без резких срезов по верхам.
|
Ну не знаю все это у каждого по разному.Каждый человек имеет свое звуковое ощущение и поэтому все индивидуально.:icon_sorrys:
|
cибиряк, я и не спорю,
но форуме есть раздел mp3 и все слушают оцифрованное по разному и на разной технике. И к компрессии отношение у всех разное. Кто имеет новодельную аппаратуру - она нравится, те кто винтажную будут плеваться. |
Цитата:
|
cибиряк, понес чушь...
достаточно на спектрограмму после разных рессемплеров взглянуть. |
Часовой пояс GMT +3, время: 22:50. |
Powered by vBulletin® Version 3.8.2
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd. Перевод: zCarot